Наталья Исаева
Беседа «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Ветер- невидимка»
Задачи:
- закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
-учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной деятельности, в дидактических играх;
-пополнить словарный запас детей словами: «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»,
- побуждать их активно использовать эти слова в своей речи;
-развивать умение рассуждать, логически мыслить;
Публикация «Беседа „Ветер-невидимка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-развивать интерес к познавательной деятельности;
–воспитывать у детей познавательный интерес, активность, любознательность, доброжелательность, любовь к окружающему миру.
Предварительная работа:
Наблюдение детей за ветром во время прогулок (личный опыт наблюдений с родителями); беседы о ветре; фиксирование природных изменений в календаре природы; определение направление ветра с помощью флюгеров, флажков, вертушек; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Оборудование и материалы:
два «портрета» ветра, бумага для рисования, акварель, стаканчики для воды, кубы; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера для детей, флешка (с записью шума ветра и песни «Ветерок», мыльные пузыри, сундучок, два обруча, картинки ветра доброго и злого.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает —
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг — и нет его нигде!
Воспитатель: Догадались?
Дети: Ветер!
Воспитатель: Почему ветер называют Невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый, обжигающий, свирепый, пронизывающий.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде (и т. д.).
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер — и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.)
Воспитатель: Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком — ветер, от которого одни несчастья? Почему вы так думаете?
Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили. Педагог кладет перед собой два обруча и помещает в каждый один из портретов ветра.
Воспитатель: Есть у меня карточки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь-добром или злом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
(дети выбирают карточки, где ветер делает добрые дела, а где- плохие)
Воспитатель: Значит, ветер может совершать хорошие и плохие поступки. Давайте назовём хорошие поступки ветра.
Дети: Опылять цветочки, сушить бельё, обдувать в жару, приносить тепло.
В: А теперь назовите плохие поступки ветра.
Дети: Срывать листочки с деревьев, сломать ветки, приносить холод, сорвать головной убор с головы, поднимать пыль, песок, срывать крыши с домов.
Деи поют песню «Прилетел ветерок», выполняют движения согласно текста. После садятся на стульчики.
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Можно ли создать «искусственный» ветер?
Дети: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Воспитатель раздает детям веера.
Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веерами.)
В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре.
Как вы думаете, какие электроприборы в наше время заменили собой веера?
Дети: Вентилятор, кондиционер.
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.
(Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)
Воспитатель: Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны? Что нужно сделать?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?
Дети: Нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо, чтобы подул ветер, в парус попал воздух.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: Но ветер — не только друг моряков. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.
Воспитатель: Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
Воспитатель: давайте вспомним стихи о ветре «Ветер» Я. Л. Аким.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
«Ветер» Е. А. Благинина.
Я лежу, а ветер ходит,
Я молчу, а он поёт,
Сон меня к себе уводит,
А ветер спать мне не даёт.
Внезапно слышится шум ветра.
Воспитатель: Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый?
А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.
Дети рисуют деревья, склонившиеся от ветра и дорисовывают картину. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.
Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.
Воспитатель: Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?
Дети: Ветер, наверное.
Воспитатель: Да в нем что-то есть!
Дети: Это же мыльные пузыри!
Воспитатель: Наверное, ветер захотел, сделать вам подарки за хорошую работу.
(под музыку «Маленькая страна» дети пускают пузыри.)
Дети прощаются с гостями и уходят.