Папки-передвижки

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Ольга Харитонова
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Нетрадиционные формы проведения

артикуляционной гимнастики с детьми

старшего дошкольного возраста.

1) Сказка о Весёлом Язычке.

Наиболее распространённой нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики является сказка о Весёлом Язычке. Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Публикация «Биоэнергопластика, „Театр пальчиков и языка“ как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

2) Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти).

В методической литературе содержатся результаты исследований по изучению развития мелкой моторики рук у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева). Авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биознергоплаетика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

3) «Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук).

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-

фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.

Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые в логопедической группе старшего дошкольного возраста.

4) Музыкальные артикуляционные комплексы.

Очень нравится детям артикуляционная гимнастика, которая проводится

под музыку.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Исследования учёных показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, причём без участия сознания человека, согласовывать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным извне ритмическим стимулом, поэтому музыка в данном случае является естественным стимулятором и регулятором движений. Музыка, подобранная к артикуляторным комплексам, должна быть знакома детям, иметь простую ритмическую структуру, чёткую музыкальную фразировку и характер, поэтому предлагаемые музыкальные комплексы основываются на детских песнях из мультфильмов. Помимо рефлекторного усвоения ритма, музыка способствует изменению эмоционального состояния человека, что на физиологическом уровне выражается в тонусе выполнения движений: весёлая песня повышает активность и увеличивает амплитуду движений, грустная - астенизирует, делает движения плавными, мягкими и пластичными.

5) Встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами).

На сказочной полянке представлены рисунки, иллюстрирующие уже У

знакомые ребёнку артикуляционные упражнения для губ, языка,

формирующие и закрепляющие определённую группу звуков. Как много

развлечений на полянке! Играя, ребёнок сможет повторить все упражнения

для правильного произнесения определённой группы звуков.

ар

&

6) Очень интересно выполнение артикуляционной использованием игрушек.

гимнастики

7) Дидактическая игра.

Можно предлагать детям артикуляционную гимнастику в виде дидактической игры. Тоже необычно и очень эффективно.

Например, игры «Наряди ёлочку», «Собери солнышко», «На поиски сокровищ», «Мультфильм».

8) Презентация.

Ёще одной формой проведения артикуляционной гимнастики Является презентация. Конечно, данная форма подразумевает наличие компьютера и элементарных навыков работы на нём.

9) Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Биоэнергопластика, «театр пальчиков и

языка» как нетрадиционная форма

проведения артикуляционной гимнастики.

. Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития - Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием — Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией - Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети — левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

Начинали с упражнения “Птенчики* ^2 поскольку важно научить ребенка открывать рот — это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения - медленный.

Рот открыт — счет до пяти: Рот закрыт — счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет — один — челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончику нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет — два — фиксируем открытое положение рта. На счет — три — рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу :

64Улыбка" - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

и

59

- ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к fffi

среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

- пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение

“чашечки”.

“Парус* [ - сомкнутая ладонь поднята вверх.

44ГOpfCfj99 - согнутая ладонь опущена.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переюпочаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение ^ЧЯСИКИ^ сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

46КачелИ*5 - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

аУТЮЖОК*’ - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя,

четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

^Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо - влево.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей

кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входит одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполняются с движением рук.

Влияние биоэнергопластики на коррекцию мелкой и

артикуляционной моторики у детей среднего

дошкольного возраста.

Выполнение

артикуля

ционных

проб

сентябрь Выполнение

артикуля

ционных

проб

Ш2& Выполнение

пальцевых

проб

сект. Выполнение

пальцевых

проб

?&2LL

Дет со стертой формой дизартрии, занимающиеся биоэнергоппаетнкой 14 % 91% 21% 91 %

Дети со стертой формой дизартрии, не занимающиеся биознерго пластикой 14% 84% 7% 70%

Дет

с кинестетической апраксией, занимающиеся биоэнергошшстикой 0% 75% 0% 75%

Дети с кинестетич апраксией, не занимающиеся биознерго пластикой 0% 50% 0% 50%

Положительная динамика в развитии психических

процессов у детей под влиянием коррекционно -

развивающих занятий

Без биозкергопластики С применшием бнознергопззастики

Пространственное

восприятие 77% 84%

Внимание 77% 91%

Память 77% 91%

Мыслит, операции 84 % 84%

Фонеюзроцессы 84 % 91%

Звукопр отношение 77% 84%

Таким образом, биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

I

I

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.

Речедвигательные упражнения с элементами

психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекция речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволит:

- выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

- стабилизировать общий тонус организма;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- улучшить фонематический слух;

- формировать умение изменять модуляцию голоса;

- улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

- повысить речевую активность;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия

во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от

возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на

ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а

проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по

характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные,

напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование

рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка, особенно гипо- или

гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре

головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную

активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению

инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой

характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые

движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение.

Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать

соответствующий настрой.

Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, е богатой мимикой.

Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а

обогащение собственного интонационного репертуара.

затем.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

«Использование дидактических игр как одно из средств эффективного проведения артикуляционной гимнастики»«Использование дидактических игр как одно из средств эффективного проведения артикуляционной гимнастики» Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от детей усидчивости и сосредоточенности. К сожалению, быстрая утомляемость,.

Дидактическая кукла для проведения артикуляционной гимнастики ДаринаДидактическая кукла для проведения артикуляционной гимнастики Дарина Для работы с детьми мною была изготовлена дидактическая кукла Дарина. Данная кукла предназначена для проведения артикуляционной гимнастики.

Фрагмент артикуляционной гимнастики «Как скучное сделать веселым» Видео Уважаемые родители и педагоги, предлагаю фрагмент артикуляционной гимнастики, которую можно провести под видео сопровождение. За основу.

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Проект по познавательно-речевому развитию. Тема — «Театр веселых пальчиков». Актуальность темы: уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики пальцев руки. И, конечно,.

Технология «world cafe» как нетрадиционная форма проведения педагогического совета. Что такое и как появилась технология world cafe? В 1995 г. в калифорнийском местечке Милл Велли перед началом конференции со скучным названием.

Видеорепортаж как нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию Дошкольный возраст – это тот отрезок жизни, когда у ребенка формируются основы и задатки представлений о природном мире, а, следовательно,.

Экопособия для артикуляционной гимнастики Видео Видеоролик представляет собой информационный материал в следующей последовательности: слово логопеда о значимости артикуляционной гимнастики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 7 июня 2017 в 19:08
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД