Ольга Гималова
Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
Нашу встречу я хочу начать с притчи.
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Публикация «Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках
Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе нашей работы.
Слайд 2
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ дошкольного образования представленные в ФГОС дошкольного образования, следует рассматривать ка социально - нормативные возрастные характеристики ВОЗМОЖНЫХ достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
В программе «От рождения до школы, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошольного возраста (на этапе завершения дошкольного возраста).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Слайд 3
Давайте рассмотрим Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
• Использует специфические предметные действия, знает назначение бытовых предметов;
• Владеет активной речью, включенной в общение;
• Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях, действиях;
• Проявляет интерес к сверстникам, подражает им…;
• Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам…;
• Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения…
Слайд 4, 5
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…;
2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками….;
3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам…;
4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности…;
5. Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями. ;
6. Способен к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
7. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ….
Слайд 6
В педагогической деятельности ДО проводится психологическая и педагогическая диагностика
Психологическая диагностика - это изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка
Слайд 7
Педагогическая диагностика - это изучение достижения ребенком индивидуальных возможных ориентиров
Слайд 8
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения - Индивидуализации образования и Оптимизации работы с группой детей.
Слайд 9
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
-аттестацию педагогических кадров;
-оценку качества образования;
-оценку как итогового, так и промежуточного уровня -развития детей, в том числе в рамках мониторинга ;
-оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации
Слайд 10
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие 5 пунктов:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Задача дошкольного образования - развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования - не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему.
Слайд 11
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Слайд 12
Рассмотрим примерный
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДОШКОЛЬНИКА
Эмоционально отзывчивый; любознательный, владеет средствами общения; способен управлять поведением; способен управлять своим поведением; владеет необходимыми умениями и навыками; физически развитый; владеет предпосылками учебной деятельности; имеет первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способен решать интеллектуальные и личностные задачи.
Слайд 13
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫДУСКНИКА ДОУ
Аккуратный
Вниматльный
Физически развитый
Сообразительный
Креативный
Толерантный
Самостоятельный
Инициативный
Правдивый
Осведомленный
Дружелюбный
Здоровый
Коммуникативный
Любознательный
Социализированный
Волевой
Активный
Жизнерадостный
Советливый
Книголюб
Слайд 14
Путями достижения данного социального портрета выпускника являются:
- создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
- использование новых современных инновационных образовательных технологий;
- оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.