дина дьякова
Центр «Двигательная инициатива»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Центр двигательной инициативы»
Центр «Двигательная инициатива» - это стенд, который размещается на стене в групповом помещении в доступном для детей месте. Утром дети выставляют свою фотографию напротив любой двигательной деятельности, где бы им хотелось проявить инициативу на текущий день.
Актуальность.
Публикация «Центр „Двигательная инициатива“» размещена в разделах
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Задача воспитателя заключается в создании условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности, в оказании не директивной помощи детям.
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – тех, кто медленно бегает и детей с ограниченными возможностями. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Задачей «Центра двигательной инициативы» является осуществление детьми выбора двигательной деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Описание:
Центр представляется в виде круга из плотного картона. На нем 6 кругов разных цветов меньшего размера. На каждом из кругов изображен основной вид движений (ходьба; бег; метание; лазанье; прыжки; равновесие). Посередине большого круга представлена картинка «Общеразвивающие упражнения».
Дополнительно предлагается использовать кубик с цветными гранями или волчок, карточки - схемы основных видов движений с отметкой цветом группы движений, фотографии детей или картинки для каждого ребенка (см. фото)
Кубик с цветными гранями (каждая грань обозначает основной вид движения) :
Желтый - «ходьба»;
Синий - «бег»;
Зеленый - «метание»;
Фиолетовый - «лазание»;
Оранжевый - «прыжки»;
Красный - «равновесие».
Фотографии детей.
Карточки - схемы с основными видами движений (на каждой карточке кружком обозначен цвет ОВД, который закрепляет это упражнение)
Возможные варианты заданий:
1. Утром каждый из детей выбирает ОВД, которым он бы хотел заниматься в свободное время в течение дня (вставляет фотографию)
2. В конце дня проводится рефлексия. Каждый из детей называет, каким ОВД он сегодня занимался. Что получилось, а что нет и т. д.
3. «Покажи движение». Несколько детей утром выбрали ОВД, например, прыжки. Они выходят и учат остальных детей правильному выполнению прыжков.
4. «Выполни движение». Используется кубик с цветными гранями, соответствующими определенному виду ОВД (можно использовать волчок). Дети кидают кубик, по выпавшему цвету выбирается вид ОВД, предлагается движение. Все выполняют (водящий может быть воспитатель или ребенок)
5. По цвету можно выбрать карточку-схему ОВД (на них кружком обозначено - какой вид ОВД используется)
6. «Назови вид спорта». Детям предлагается назвать на каждый вид ОВД – вид спорта, где необходимо это движение. Например: метание (волейбол, баскетбол и др.)
7. «Научи другого». Ребенок вставляет своё фото в круг определенного вида движений (например, лазание) и говорит: «Я сегодня научу, как правильно подлезать под дугу, потому что это у меня хорошо получается»
8. «Ведущий в группе». Выбираем ведущего в каждой группе ОВД. Он набирает себе команду и учит их своему виду движений. Затем группы меняются, ведущие обучают других детей.
9. «Кто больше придумает?». Дети делятся на две команды, бросают по очереди кубик и придумывают движение на выпавший цвет ОВД.
10. Выбор подвижной игры. С помощью кубика или волчка выбираем вид ОВД, на который будет игра (ведущего можно выбрать с помощью фото, например, выбрать наугад)
11. Выбор ведущего для показа выполнения утренней зарядки (картинка «Общеразвивающие упражнения»). Дети вставляют фото по желанию.
12. Задания на интеграцию областей:
• Познание (математика). Знание цветов, понятие «больше – меньше» (например, какое движение выбрали больше детей? На сколько? Сосчитай девочек, мальчиков и т. д.)
• Познание. Названия животных, которым необходимо это основное движение. Например, прыжки – кенгуру, заяц, тушканчик, лягушка, обезьяна, гепард, и т. д.
• Развитие речи. Название движений, употребление числительных, умение отвечать на вопросы полным предложением и т. д.
• Художественно-эстетическое развитие (музыка). Детям предлагается музыкальное произведение, им необходимо выбрать движение, которое можно под него выполнять (можно вставлять фото тех детей, которые правильно выбирают движение)
• Художественно – эстетическое развитие (лепка, рисование). Дети могут выбрать, например, в каком виде движения они будут изображать животное или человека (с помощью кубика или волчка)
• Социально - коммуникативное развитие. Формирование нравственно-волевых качеств.
13. Проведение рефлексии воспитателем (например, в конце недели). Выявление детей, которые всегда выполняют один и тот же вид ОВД, значит, с ним планируется работа по освоению других видов ОВД.
(«Центр двигательной инициативы» с фотографиями детей)