Папки-передвижки

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Хлеб — всему голова»

Светлана Боровкова
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Хлеб — всему голова»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Хлеб — всему голова».

Задачи.

Образовательные. Закрепить представления детей о выращивании хлеба, о том, что хлеб — это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить. Знакомить с пословицами и поговорками, с орудиями труда крестьян (серпом). Формировать представления о различии между рассказом и стихотворением.

Развивающие. Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы, называть различия рассказа и стихотворения.

Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Воспитательные. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Содержание образовательной деятельности. На стол выставлены разные виды хлебобулочных изделий. Воспитатель говорит детям о том, что эти продукты мы едим каждый день, а знают ли дети, из чего они сделаны? (Из муки.) А из чего муку делают? (Из зерен.) Показывает колосья и зерна ржи и пшеницы (если есть такая возможность, предлагает детям найти их сходства и отличия. А какая мука бывает? (Пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый) А из ржаной? (Темный, ржаной)

Предлагает послушать рассказ Я. Тайца «Все здесь» :

— Почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники?

— Почему бабушка сказала, что все это здесь?

Воспитатель спрашивает детей: знают ли они, кто выращивает хлеб? (Объяснение слова «хлебороб», в котором соединились два слова — «хлеб» и «работа»). Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Последовательность процесса выкладывается с помощью карточек-сим-волов в ряд.)

Предлагается также детям с помощью картинок вспомнить, люди каких профессий работают на каждом этапе выращивания хлеба (при посадке — тракторист, при уборке колосьев — комбайнер, перемалывает зерно в муку — мельник, перевозит на хлебозавод — водитель грузовика, пекут хлеб — пекари, продают в магазине — продавцы). Вот сколько людей потрудились, чтобы мы ели свежий, ароматный хлеб.

Предлагается послушать стихотворение С. Погореловского «Слава хлебу на столе»

Вот он —

Хлебушко душистый,

Вот он —

Теплый, золотистый!

В каждый дом,

На каждый стол Он пожаловал — пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем —

Чудесное тепло.

Сколько рук Его растило,

Охраняло,

Берегло!

(Данное стихотворение можно повторять с детьми на протяжении нескольких дней перед обедом и предлагая тем детям, кто запомнил слова, произносить их вместе с воспитателем.)

Воспитатель читает еще одно стихотворение — «Зернышко» (автор — Р. Сеф).

Далее воспитатель говорит: «О хлебе существует много пословиц. Какие вы знаете?» («Что посеешь — то пожнешь», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Худ обед, когда хлеба нет», «Ржаной хлебушко — калачам дедушка», поговорка «Хлеб — всему голова».)

— Мы сегодня с вами прочитали рассказ и стихотворения. Чем они были похожи? (В них говорилось о хлебе.) А чем отличались? (В рассказе используются слова и выражения из жизни, его язык простой, а в стихах подбираются слова, как вы уже знаете, с одинаковыми окончаниями, похожие по звучанию.)

Педагог говорит:

— Вот мы и узнали сегодня, что людей, выращивающих хлеб, называют хлеборобами. А как же называется профессия людей, выращивающих фрукты в садах?. (Садовод.) А тех, кто растит овощи на полях? (Овощевод.) А тех, кто выращивает овощи на своих огородах, называют огородниками. Давайте поиграем в игру про огородников.

Далее проводится игра «Хорошо огороднику!».

Все садятся на ковре по кругу. Воспитатель говорит: «Хорошо ого-роднику! Бросил в землю семечко — оно само и растет. А ты сиди и жди. Вырастет — будет, что покушать! Так?» Дети, скорее всего, согласятся: «Так». — «Побездельничаем?»«Да». — «Хорошо, только сначала давайте семечко посадим. Будет у нас помидор!» (Встали, нагнулись, руками у пола изобразили, как семечко сажают, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только полить надо». (Встали, жестом показали, как взяли воображаемую лейку, полили, лейку поставили, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только прополоть надо». (Встали, нагнулись, выдергиваются воображаемые сорняки вокруг, выпрямились, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только окучить надо». (Встали, изображаем движение работы с тяпкой или граблями.) «А теперь отдыхаем. Вот только лишние отросточки срезать надо». (Встали, снизу доверху отстригли лишние отросточки, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только вороны прилетели, наши помидоры склевать хотят! Кыш!» (Встали, размахиваем руками, отгоняем ворон, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только помидор-то поспел уже, собирать пора! Хватит, насиделись, наотдыхались, за работу пора!» (Встали, собрали помидоры, потащили тяжелые корзинки к столу.) Если кто-то идет легко, воспитатель спрашивает: «А что же ты так мало вырастил? Плохо ухаживал?» — пусть ребенок изобразит тяжелую ношу. (Донесли до стола, поставили.) Воспитатель спрашивает: «Ну, как, много ли огородник посидел? Хорошо ли отдохнул?» (Дети оценивают проигранную ситуацию, свои ощущения.)

Ребята, сейчас за окном осень, выросли и пшеница, и рожь, пришла пора убирать урожай! В старину это делали так. Брали мужчины косы в руки, а женщины – серпы и шли в поле. Я принесла серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп — ручное орудие для молотьбы — и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное — хлеб.

Как народ работал в поле мы узнали. А где же о отдыхал?

Ребята, трудолюбивый ли русский народ?

Физминутка «Колос растет» \

Воспитатель. Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому

как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).

Воспитатель уточняет:

— Что значит бережно?

— Куда деть крошки?

— Кому сейчас голодно?

— Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.

Батоны и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

— Правда, хорошие слова?

— На Руси хлеб называли «каравай».

Аня выучила стихотворение «Каравай».

Стук в дверь. Входит повар.

— Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:

Ветер спросил, пролетая:

— Отчего ты, рожь, Золотая?

А в ответ колоски шелестят: — Золотые руки растят!»

— Что это за золотые руки?

— Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.

— Воспитатель. Ребята, давайте поблагодарим повара за чудесный подарок Спасибо!

— В завершение занятия воспитатель еще раз подчеркивает, что труд людей, выращивающих хлеб, овощи, фрукты труден. Поэтому люди относятся к продуктам питания бережно, выкидывать хлеб или играть с ним считается непристойным.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова» Конспект занятия по развитию речи на тему: " Хлеб – всему голова" Цели: 1. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; 2.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Хлеб-всему голова» Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова» Цель: Задачи: Закрепить представления детей о выращивании.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Цветик-семицветик» Конспект проведения НОД Воспитатель Детского сада №83 Попкова Ксения Дмитриевна Группа: Старшая Образовательная область: Чтение художественной.

Конспект занятия НОД по чтению художественной литературы «Петушок и бобовое зернышко»Конспект занятия НОД по чтению художественной литературы «Петушок и бобовое зернышко» Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы. Тема: «Петушок и бобовое.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» «Хлеб – всему голова» Открытое занятие для детей старшей группы Провела Лукьянчикова Т. Ю. Программное содержание: - Воспитывать у детей.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Рассказ Л. Толстого «Филиппок» Конспект занятия. Чтение хyдожественной литературы. Чтение рассказа Л. Тoлстого «Филиппок» Цели: 1. Расширять представление о жизни детей.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе детского сада -Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба. Задачи: Обучающие: – познакомить с названиями хлебобулочных изделий русской кухни (блины,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова» : Цель : Систематизация знаний детей о выращивании хлеба, о труде хлеборобов. Воспитание бережного отношения к хлебу. Задачи. 1 Уточнить.

Конспект занятия по чтению художественной литературы И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак» Программное содержание: 1. Чтение художественной литературы: - закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях.

Конспект занятия-праздника «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе Вед. : Собирайся народ в хоровод. Хороводная игра: «Долгая Арина» 1 Вед: А ну-ка угомонитесь, отдохните маленько! Не было ветру - вдруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 13:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД