Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников

Лилия Параняк
Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников

Параняк Лилия Степановна

Чтение произведений детской литературы, как способ экологического образования дошкольников

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, чтение, воспитание, личность, дошкольник

Аннотация: В статье автор пишет о том, как чтение книг о природе поможет воспитать у дошкольника чувство бережного отношения к природе в целом, сформировать потребность заботиться об экологической чистоте. Правильное экологическое воспитание может предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; формируются и развиваются особенности волевого характера.

«Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь»

Ф. Майор

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В конце XX начале XXI века, когда особенно усилились процессы урбанизации, основная масса населения сосредоточилась в городах и потеряла первоначальную связь с природой. В итоге их поведение очень изменилось: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, но ничего не отдавая ей взамен. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура могут вывести планету из этого катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас.

Низкий уровень экологического образования – это проблема цивилизации в целом. В последнее время значительно возросло внимание ученых к исследованию уровня экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, И. С. Матрусова, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе. Однако, многообразие трудов, программ обучения и творческих разработок порождают множество вопросов и не дают конкретного положительного эффекта.

И. Д. Зверев определяет экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающие экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды» [1]

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. [1] Дошкольный возраст - это период когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Именно поэтому дошкольный возраст является уникальной ступенью непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с самого раннего детства. Экологическое воспитание можно определить, как формирование у детей экологического сознания, как совокупность знаний, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающий мир как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное отношение к природе.

Существует два способа познания мира: научный и художественный. Художественный способ - это переживание содержания, сопереживание персонажу. [4]

Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. Действительно, читая произведение, ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев. В дошкольном возрасте главной особенностью является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.

Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе книг идёт развитие представлений ребёнка о правильном отношении к окружающему миру. Познавать мир с помощью книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений таких авторов, как: В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. Произведения этих авторов глубоко воздействуют на чувства детей, формируют определенное мышление и отношение к природе.

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать.

Поэтическими произведениями К. Паустовского мы прививаем великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.

Стихотворения С. Есенина, Ф. Тютчева, И. Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению окружающей нас природы.

Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развить умение наблюдать. Учит всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Детские художественные книги о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Они переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Авторы в интересной форме дают детям представления об окружающей природе, о ее закономерностях, знакомят детей с нормами экологической этики, учат беречь и защищать природу.

Чтение литературы может быть как отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей, так и интегрировать с другими областями образовательной деятельности.

Итак, на основе знаний, которые дети получают через чтение произведений детской художественной литературы, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы и ценить ее.

Конечно, мы не можем говорить о том, что только чтение литературы оказывает огромное влияние на экологическое воспитание дошкольника, но мы можем с уверенностью сказать, что оно обеспечивает эффективное развитие экологической культуры личности. Кроме того систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Библиографический список

1. Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития// Проблема экологии. – 2003. - №2.-114 с.

2. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009.-288 с.

3. Майор Ф. Воспитание – сверхзадача человечества// Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990

4. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Младшая группа. /сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.

5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий/ авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград: Учитель,2008.-271 с.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы Добрый день уважаемые эксперты! 1 слайд Разрешите представиться – Захарова С. В. Мой стаж работы 6 лет, работаю с детьми раннего возраста,.

Конспект «Снегурушка и лиса» — чтение художественной литературы Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет» Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной.

Консультация «Особенности формирования экологического образования дошкольников всех возрастных групп» .

Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников» Цели и задачи: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы; развивать способность.

Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Составила: старший воспитатель Богатова С. М. 28. 03. 2013 год Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1) Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи) 1. А. К. Толстой «Колокольчики». 2. В. Катаев «Цветик-семицветик». 3. Е. Благинина «Одуванчик»,.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 2) Тема: Зимовье зверей 1. С. Козлов "Как ежик с медвежонком протирали звезды" 2. Н. Сладков "Медведь и солнце" 3. А. Милн "Винни-пух и все-все-все".

Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста «Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста» Актуальность данной методической.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 23:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...