Папки-передвижки

Значение семейного чтения в развитии и воспитании детей

Елена Попова
Значение семейного чтения в развитии и воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг.

В. А. Сухомлинский

В последние годы для человечества в целом всё более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально-эстетического развития личности стремлением к получению информации, часто не проверенной и противоречивой. Как следствие, растёт и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и нравственных ориентиров. Статистические данные свидетельствуют о том, что всё меньшее количество людей, особенно молодых, углублённо интересуются художественной классической литературой и культурой вообще.

Публикация «Значение семейного чтения в развитии и воспитании детей» размещена в разделах

Известно, что чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. По мнению М. Е. Добрыниной, «чтение книжного текста – совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования Человека в человека, ибо синкретично воздействует на его ум, чувства, волю, развивает воссоздающее воображение».

Чтение способствует формированию социально более ценного человека, более развитого, причём воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению. В семье имеется возможность воспитывать любовь к книге, формировать потребность в чтении как одной из главнейших в жизни человека.

Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое – об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины.

В наши дни интерес к возрождению традиций семейного чтения возрастает, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов.

– Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности её с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой в которой он формируется, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием, – самое творческое время развития речи ребенка.».

– Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребёнка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребёнка в ярких, эмоциональных впечатлениях.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребёнка и управлять им.

Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создаёт почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. Совместную читательскую деятельность можно представить как состоящую из четырех этапов.

Первый этап – это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами:

чтение книг, основанное на одинаковых интересах;

чтение литературы, специально изданной для совместного чтения;

чтение любимых родителями книг;

чтение детской литературы.

Ко второму этапу относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы:

– подготовительный этап;

– смысловое восприятие прочитанного.

Третий этап – обсуждение прочитанного – формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения. Такое повторное чтение, по словам Януша Корчака, «как одна и таже повторяющаяся сказка, словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой день не в день, сер и бесцветен». Повторное чтение выполняет еще одну функцию: в памяти ребенка откладывается не столько беседа, сколько текст художественного произведения.

Четвёртый этап – это так называемое «послечтение», когда происходит оценка прочитанного, обогащение восприятия художественного произведения. Всё это проявляется в различных видах творчества: декламации, инсценировках, рисунках, лепке и. т. п.

Правильные взаимоотношения человека с книгой закладываются в семье. Уровень читательского развития, качество читательских предпочтений напрямую зависят от того образа и стиля общения с книгой, которые формируются в семье. Процесс семейного чтения – это комплексная система, где всё взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы.

Для тех, кого интересуют вопросы руководства детским чтением в семье предлагаем следующие издания и публикации:

1. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя // Семейное чтение. - 2010. - №1. - С. 2-10.

2. Грекова И. Детство и слово // Детская литература. – 1988. – № 1. – С. 31.

3. Лотман Ю. М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – СПб. : Искусство СПб., 1994. – С. 49-50.

4. Фонвизин Д. И. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях // Собр. соч. : в 2-х т. / Фонвизин Д. И. – М. ; Л., 1959. – Т. 2. – С. 86.

5. Чуковский К. И. От двух до пяти. – СПб. : Лимбус-Пресс, 2000. – С. 95.

Публикации по теме:

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение семейного чтения в развитии и воспитании детей
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 15:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение семейного чтения в развитии и воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Попова (УИ 2287638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД