Зинира Гадылшанова
Цикл наблюдений за божьей коровкой
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение №1 «Где найти божью коровку?»
Цель: Учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям, умножить их представление о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, ярко – красная спинка, украшенная черными точками).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о божьей коровке, чтение стихов, заранее поймать 2-3 божьи коровки.
Ход занятия: Воспитатель, собрав детей предлагает вспомнить присказку:
Публикация «Цикл наблюдений за божьей коровкой» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Прогулки, наблюдения
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого, только не горелого.
Воспитатель: «Давайте поищем жучка».
Рассматривают на столе или в банке.
Воспитатель: «Дети, божья коровка – симпатичный маленький жучок. У нее выпуклое овальное туловище. Как спинка у божьей коровки?»
(ярко-красная, оранжевая, украшенная черными точками).
Воспитатель: «А где вы нашли её?»
(на стебельке)
Воспитатель: «Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать на большие растения; у неё есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные под - крылышки».
«Там, где нашли божью, было солнце или тень?»
«Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?».
Вывод: (делают сообща с детьми) : Божьи коровки почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают уже отогрелись и побежали искать корм. Значит жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.
Наблюдение №2 «Рассматриваем божью коровку»
Цель: Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела и особенности (туловище, головку, усы, глаза, короткие ножки).
Предварительная работа: Чтение рассказа, рассматривание игрушки божьей коровки.
Ход занятий:
Воспитатель: «Дети, вы знаете, где можно увидеть и найти божью коровку? Расскажите.»
(На деревьях, на стебельках травки).
Спросить детей где обнаружили божью коровку, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает жучок или сидит.
Сравнить игрушечную и живую божью коровку.
(У них одинаковый цвет и крылышки на спине, туловище продолговатое, голова, усы.)
Воспитатель: «Что скажете о крыльях божьей коровки?»
(Сверху 2 жесткие. На туловище расположены 2) жестких крыла и под ними 2 мягких прозрачных крылышка.)
Воспитатель: «Что можно сказать о ножках?»
Воспитатель: «У них 6 ножек, как у всех жуков. У живой божьей коровки ножки короткие, тонкие, но с помощью их она легко и быстро передвигается по любой поверхности.»
Вывод: У божьей коровки есть короткие тоненькие ножки, она умеет ловко ползать по стебелькам трав и другой поверхности.
Наблюдение №3 «Как божья коровка передвигается»
Цель: Уточнить представления детей о том, что жучек передвигается двумя способами – летает и ползает, имея для этого специальные части тела – крылья и 3 пары ножек. Передвижение происходит в разной среде: по воздуху и по твердой основе (цветки, ствол, деревья) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей.
Предварительная работа: Рассматривание и сравнение живой божьей коровки с игрушечной. Приготовить 3-4 божьи коровки.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, дети, вы сами понаблюдаете, как она летает и что ей в этом помогает.
Воспитатель: А сейчас ответьте мне: какие крылышки у божьей коровки?
Воспитатель: Почему она их прячет под крыльями?
(Чтобы их не повредить, они очень мягкие и хрупкие).
Воспитатель: Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие?
Воспитатель: Какие ножки у жучка? Сколько их?
Воспитатель: Быстро ли жучок ползёт?
Воспитатель: Зачем божьей коровке надо летать и ползать?
(В поисках пищи они перелетают на большие расстояния).
Вывод: Божья коровка передвигается двумя способами – летает и ползает, имея для этого специальные части тела, крылья и 3 пары ножек.
Наблюдение №4 «Чем питаются божьи коровки?»
Цель: Рассказать детям о том, что жучек – хищник поедает очень маленьких букашек – тлей.
Предварительная работа: Баночка с листьями и ползающей тлей.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы узнаем, чем жучек питается, послушайте такое стихотворение:
Божья коровка.
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
Воспитатель: Дети, божью коровку можно назвать хищником, потому что она поедает маленьких букашечек –тлей. Тля бывает на многих травянистых растениях.
Воспитатель: Посмотрите, какие букашечки телесного или зеленого цвета.
Воспитатель: Что они делают?
(ползают по растениям, едят листья, стебли)
Воспитатель: Правильно, они поедают растения, принося им большой вред. Божья коровка, питается тлёй, оздоравливает растения.
Вывод: Божья коровка приносит людям большую пользу, она уничтожает очень много вредных для сельского хозяйства насекомых.
Наблюдение №5 «Как божья коровка защищается от врагов?»
Цель: Показать дошкольникам, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать.
Предварительная работа: Чтение стихотворений и заучивание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети вспомните присказку
Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого, только не горелого.
Воспитатель: Положим на ладошку коровку, расскажем ей присказку и она улетит.
Воспитатель: Божья коровка согреется от тепла руки, расправит крылышки и улетит.
Воспитатель: Дети, божья коровка очень маленькая и беззащитная, её могут съесть птицы или другие насекомые.
Воспитатель: Но птицы знают, что насекомые красного или оранжевого цвета несъедобны и не клюют их.
Воспитатель: Обращает внимание ребят на желтые пятна, которые оставляет божья коровка на ладони, когда её сжимают. Поясняет, что это такое.
Вывод: Подержите и скажите почему жука легко найти и почему он яркой окраски.
Яркая окраска предостерегает всех вокруг, как говоря «Меня есть нельзя. Я не вкусная!»
Потешки и загадки о божьей коровке.
Божья коровушка,
Полети на облачко,
Принеси нам с неба.
Чтобы были летом
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во июле пшеница.
Божья коровка,
Черная головка,
Лети – лети за море
Там тепленько,
Здесь холодненько.
Загадка
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ей кружочки,
Черненькие точки.
(Божья коровка)