МААМ-картинки

Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста

Дарья Маркова
Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста

В настоящее время к процессу воспитания предъявляются новые, более высокие требования. Практическое решение проблем адаптации в дошкольном учреждении требует партнерских отношений между детским садом и семьей ребенка.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Публикация «Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Адаптация – это приспособление ребенка к изменению окружающего мира. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от возраста, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.

Дети раннего возраста (от года до 3 лет) имеют ряд психологических особенностей в адаптационном периоде :

- малыш сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

-дети дольше адаптируются к новым условиям, это связано в первую очередь с тем, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.

- дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи -одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Исходя из особенностей возраста и возможностей ДОО, психологом была определена цель и задачи в этом направлении.

Цель - создание условий для благополучной адаптации детей раннего возраста через взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

Далее были определены задачи:

1. Создание эффективного сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Способствовать формированию у детей положительной установки на детский сад через специально организованную среду для игр и отдыха в ДОУ.

3. Содействовать повышению компетентности воспитателей в организации адаптационного периода с помощью новых и традиционных методов обучения.

4. Способствовать формированию эмоциональному благополучного фона воспитателей.

Реализация данных задач строится на основе диалога в общности «Семья-ребенок-педагоги».

Работу по подготовке и проведению адаптации детей к детскому саду лучше выстраивать по нескольким направлениям:

-проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями

- собственно проведение периода адаптации.

Доадаптационный период.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Такую информацию родители получают на первом родительском собрании, его следует проводить за 3-4 месяца до поступления ребенка в ДОУ, за этот период родители смогут выработать те или иные навыки у малыша.

Родителям выдаются информационные листы, в которых отмечены рекомендации для подготовки ребенка к детскому саду.

Методист и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;

- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (самостоятельно держать ложку, вытирать рот и ручки, проситься на горшок)

- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, наблюдать со стороны за играющими детьми на прогулке в детском саду, оставаться ночевать у бабушки и т. д.

Наша практика показала эффективность индивидуальных консультаций педагога-психолога и родителя. Чаще такую работу специалист проводит уже во время адаптации ребенка к детскому саду. Зачастую привыкание малыша к ДОУ затягивается из-за тревог родителей, неадекватными требованиями к ребенку или отсутствием единой стратегии в воспитании.

Адаптация.

Вот малыш появляется на пороге раздевалки группы, он может быть веселым или спокойным, но вот напряжение родителей видно практически всегда. Мы рекомендуем в период приема детей - психологу находится в группе, это иногда необходимо для спокойного расставания мамы и малыша. Пока воспитатель оговаривает, когда мама может забрать малыша – психолог пытается заинтересовать малыша, приглашает в группу, показывает разные игрушки, мебель, туалетную комнату и т. д.

И так, реализуя второе направление психолог ставит перед собой цель – создание условий для преодоления стрессовых состояний детей раннего возраста и использует следующие методы:

-Включенное и невключенное наблюдение.

- Беседа с детьми.

-Проведение развивающих занятий.

Учитывая психологические возможности возраста и предметную деятельность как ведущую, специалист в работе с детьми использует всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, кубики, сортеры, шнуровки, мячи, кубики.

Опыт показал: когда ребенок просто наблюдает за манипуляциями с игрушками, а психолог или воспитатель с интересом в них играет, то малыш охотнее включается в совместную деятельность со взрослым, быстрее успокаивается и идет на контакт.

В работе с детьми используются следующие приемы:

«Музыкальные минутки»;

«Пальчиковые игры»;

• Элементарные игры с движением

Реализуя психологическое направление работы с воспитателями педагог-психолог ставит следующие цели:

-информирование о психических, физиологических и эмоциональных проявлений ребенка раннего возраста.

-согласование знаний, умений и навыков воспитателей, педагога-психолога и медицинского работника.

-ведение документации.

В нашей работе зарекомендовали себя регулярные встречи (1 раз в неделю) воспитателя и педагога-психолога для обсуждения трудностей в адаптации того или иного ребенка и выстраивании дальнейшей работы.

Например:

-изменение времени пребывания ребенка в ДОУ.

-переход к дальнейшему шагу (оставлять на прогулку или обеденный сон).

В этом помогают заполненные воспитателями «Листы адаптации». В которых видны прогресс или регресс ребенка по физиологическим, психологическим и эмоциональным показателям.

Психолог оказывает помощь воспитателям в установлении контакта с отдельными детьми, часто это малыши со слабой нервной системой. Они постоянно плачут, очень тяжело отвлекаются на внешние стимулы, не подпускают к себе воспитателя.

Помощь заключается в:

1. Анкетирование родителей, где они указывают некоторые особенности ребенка, которые могут помочь в установлении контакта с ним.

2. Наблюдение ребенком в группе, за его реакциями (на что отвлекся, как реагирует на других детей и взрослых).

3. Конкретный пример через включенное наблюдение или игру как отвлечь малыша, как дать ложку в руку, как усадить на стульчик и т. д.

4. Информировании воспитателей о возрастных особенностях ребенка, о периодах адаптации и ее течении в зависимости от темперамента малыша, от его привычек и принципов воспитания родителей.

Через 2-3 месяца в ДОУ проходит психолого-педагогический консилиум по результатам адаптации детей раннего возраста, где выделяются воспитанники с длительной адаптацией и выстраивается дальнейшая работа по реализации образовательной программы ДОУ.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Плакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возрастаПлакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста "Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит"! ]В нашем детском саду прошла неделя пожарной безопасности.

Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психологаПроектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 07:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД