Людмила Мартынова
Деловая игра педагогов «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.
Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.
Публикация «Деловая игра педагогов „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
План проведения:
1. Культура речи педагога.
2. Компоненты профессиональной речи педагога.
3. Требования к речи воспитателя ДОУ.
4. Игра-треннинг «Культура речи».
5. Памятка «Искусство говорить с детьми».
I. Культура речи педагога.
К речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и словоизменения и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
II.Компоненты профессиональной речи педагога.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
1. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
• Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.
2. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Она облегчает понимание речи педагога. Деффекты - невнятная, неразборчивая речь, небрежное произнесение окончаний слов («проглатывание», гнусавость.
3. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
4. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Интонационные средства выразительности: логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, паузы (с помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, темпа (норма - 120 слов за 1 минуту). Слишком быстрая речь - при ней детям трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, медленная речь - действует на детей усыпляюще.
III.Требования к речи воспитателя ДОУ.
Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Речь педагога ясельных, младших групп должна быть более эмоциональна, насыщена всякого рода потешками, прибаутками, песенками, стишками.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
Точность (конкретность, немногословность при подаче инструкции ребёнку) С детьми младшего возраста желательно говорить простыми, нераспространёнными предложениями.
Логичность – именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.
Уместность – соответствие речи условиям общения. С детьми используется один стиль общения, с родителями и педагогами другой (деловой).
Выразительность - является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. («килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.).
Чистота – устранение нелитературной лексики. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов- паразитов (ну, это, типа, диалектных и жаргонных слов. Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «круто», «пипец», «прикол» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.
Наши ошибки!
Чо – что (што, ихние - их, нету – нет, оделися - оделись, пальцами – пальцами.
IV.Игра-тренинг : «Культура речи».
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы устной речи : орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения, лексические (словоупотребления, словообразовательные (словообразования и словоизменения) и синтаксические и стилистические.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
1 задание
Акцентологические нормы
бАнты – бантЫ
кладОвая – кладовАя
газопрОвод – газопровОд
диспАнсер – диспансЕр
ломОта – ломотА
дремОта – дремотА
зАнял– занЯл
звОнит – звонИт
катАлог – каталОг
красИвее – красивЕе
обезбаливающий-обезболивающий
мусоропрОвод – мусоропровОд
никчЕмный – никчЁмный
обеспЕчение – обеспечЕние
обОдрить – ободрИть
осУжденный – осуждЁнный
плЕсневеть – плесневЕть
полигрАфия – полиграфИя
прИбыл – прибЫл
премИровать – премировАть
принУдить – принудИть
слИвовый – сливОвый
тУфля – туфлЯ
жАлюзи – жалюзИ
хАос – хаОс
бАловаться – баловАться
вероисповЕдание – вероисповедАние
врУчит – вручИт
грУшевый – грушЁвый
тОрты – тортЫ
Орфоэпические нормы
Произнесите правильно:
конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, теннис.
фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник,
декан, артезианский, порядочный, супермен, сердечный, конгресс, крем, сонет,
Словообразовательные нормы (словоизменение)
Согласуйте слова:
пара (чулки, сапоги, туфли, носки) чулок сапог туфель носков
несколько (грузины, узбеки, армяне, болгары, цыгане) грузинов узбеков армян, болгар, цыган
восемь (блюдца, полотенца, щупальца) -ец
Определите род существительных назовите несклоняемые.
Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р,
тюль (м. р., вуаль (ж. р., какао (несклон., ср. р,
пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.)
Лексические нормы
Подберите нужное слово:
Это ваша (роспись или подпись) на справке?
Я (надеваю, одеваю) шапку.
Я (надела, одела) пальто на Свету.
Исправьте ошибку в предложении.
Он полный невежа в вопросах искусства.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
2 задание
Дикция
Проговорите чисто в быстром темпе:
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
3 задание
Стилистические нормы
Сюжетно-ролевая игра «Говорю с ребёнком, родителем, другом» на примере сказок («Репка», «Курочка-ряба», «Колобок»)
Одной из важных задач нашего семинара была – проверка своей грамотности.
Воспитатель должен помнить, что непрерывное совершенствование своей речи – наш профессиональный долг, наша должностная обязанность. Наша задача – не останавливаться на достигнутом уровне, избавлятьтся от ошибок в речи, самообразовываться и самосовершенствоваться.
IV. Итог мероприятия – памятки для педагогов «Искусство говорить с детьми»