Папки-передвижки

Дети с общим недоразвитием речи

Наталья Кочурова
Дети с общим недоразвитием речи

Слайд 2

ОНР – общее недоразвитие речи

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются :

1. нарушение звукопроизношения

2. недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка)

3. отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Публикация «Дети с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Совокупность перечисленных нарушений служит серьёзным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребёнка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.

Слайд 3

Общее недоразвитие речи часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова-после 2-х лет, фраза-после 3-х лет.

Можно говорить об ОНР когда у ребёнка недоразвитие всех компонентов речи : нарушение звукопроизношения, ограничение словарного запаса, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Слайд 4

Причины ОНР:

1. Здоровье (патология беременности, родов, другие нарушения).

2. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями, педагогическая запущенность, гиперопека и т. д.).

3. Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.

4. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок. (Недостаточность общения с ребенком. У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.)

Слайд 5

Как видно, в этиологии общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей). Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального окружения.

Слайд 6

Характеристика детей с ОНР

• У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи : первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

• Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей с ОНР снижен познавательный интерес.

• Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Слайд 7

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Первые три уровня выделены и подробно описаны Левиной Р. Е., четвертый уровень представлен в работах Филичевой Т. Б.

1. Первый уровень речевого развития – отсутствие речи

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована.

Дети старшего дошкольного возраста имеют незначительный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим.

2. Второй уровень речевого развития – отсутствие фразы

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.

Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами.

Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

3. Третий уровень речевого развития – аграмматичная фраза

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3 - 4 слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.

4. Четвертый уровень речевого развития – элементы лексико – грамматической недостаточности

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя.

На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению.

Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Слайд 8

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии:

- алалии (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка,

- афазии (полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.,

- ринолалии (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.,

- дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.) — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Слайд 9

Основные задачи коррекционной работы:

- совершенствование звуковой стороны речи – произношения, восприятия, звукослогового анализа и синтеза;

- формирование лексико-грамматических средств языка – уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения;

- формирование навыков связной речи – составление и распространение предложений, составление разного вида рассказов и рассуждений;

- овладение элементами грамоты.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим:

- непрерывный контроль за речью детей;

- исправление речевых ошибок каждого ребенка;

- работа по единой лексико-грамматической теме в течении недели;

- отработку речевых клеше в процессе всех режимных моментов;

- систематическая работа над произношением и речью в целом.

Воспитатель в процессе своей ежедневной деятельности может использовать методы, приемы и упражнения, направленные на повышение речевой активности и развитие всех структурных компонентов речи детей.

Слайд 10

Схема «Логопедическое воздействие при ОНР»

Слайд 11

Условия успешности речевого развития

Первое условие - интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Второе условие для речевой практики – общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие – создание коррекционно-развивающей среды, включая методики, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, технические средства и ИКТ.

Слайд 12

Особенности проведения занятий

При подготовке и проведении индивидуальных занятий логопед должен:

- сформулировать тему и цель занятия;

- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

- разнообразить занятие с помощью игр и игровых приёмов;

- учитывать зону ближайшего развития ребёнка;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

- кратко и чётко формулировать инструкции, даваемые детям;

- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.

Слайд 13

Для развития речевого общения детей помогает упражнение – работа перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это особенно интересно и важно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы. Предлагаются задания типа «Посмотри на свою улыбку в зеркале», «Расскажи стихотворение», «Спой песню», «Расскажи о себе». Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

На занятиях воспитателю необходимо уделять внимание совершенствованию зрительно-моторной координации – согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий.

Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде, наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей.

На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои

представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и,

как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

Слайд 14

Советы родителям

1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребенке о его отставании.

9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).

11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".

12. Если ребенок плохо различает звучащую речь, говоря, постарайтесь приблизиться к ребенку, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно, при этом позаботьтесь о том, чтобы не мешали посторонние звуки.

13. Говорите с ребенком так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и личное.

14. Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться, чтобы он приготовился слушать. Помогите ребенку понять, что вы от него хотите, показывая ему это. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, даже если он не пытается говорить, подобно сверстникам. Чтобы помочь ребенку научиться повторять ваши слова, следует, отчетливо их произнося, одновременно демонстрировать то, что эти слова означают.

Слайд 15

Предметно-развивающая среда

Для обогащения словаря детей необходим разнообразный иллюстративно-графический материал: настольно-печатные игры, викторины, ребусы, предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен пониманию и восприятию детей с нарушениями речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия необходимо включать как можно больше реальных предметов, явлений, устраивать экскурсии, познавательные походы для формирования представлений о них, и только затем переходить на использование картин, муляжей, моделей и схем.

Для организации различных форм речевой деятельности и формированию коммуникативных функций, обогащению эмоциональной окраски речи применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации бытовых ситуаций, далее - по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений.

Эффективным приемом для активизации высказываний и преодолению речевого негативизма является использование игрушек, кукол, различных типов театров, где ребенок участвует в диалоге от лица персонажа, что помогает ему справится со страхом, неуверенностью и стеснением.

Заключение

Устранение ОНР – процесс трудный и долгий, включающий коррекционную деятельность различных специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов) при обязательном участии родителей.

Прикреплённые файлы:

deti-s-onr_c0fho.ppt | 9994,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 17:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД