Приложение МААМ

Конспект занятия «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

антонина харзинова
Конспект занятия «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

Образовательные:

- Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

- Развивать активность, инициативность, и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности;

- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее представления и собственные предположения;

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Детское исследование как метод обучения старших дошкольников“» размещена в разделах

- Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создавать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;

- Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Предшествующая работа:

- Изучение познавательной литературы;

Оборудование:

Видеозапись робота, подгузник, абсорбент, пищевой краситель, посуда стеклянная глубокая, тальк, пробирка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы поздороваемся с нашими гостями. Сегодня я привела вас в нашу лабораторию. Здесь, мы ищем ответы на все детские вопросы. Сегодня я решила исследовать и высушить мягкие игрушки разными способами. Вместе со мной проводит исследования Робот- Умник.

Робот: Привет ребята я Умник - многофункциональный научно- исследовательский компьютер. Ежедневно я анализирую миллионы детских вопросов. Ну, вот опять ты, что- то придумала. Предупреждение, лаборатория не место для стирки. Беспорядок, беспорядок.

Воспитатель: Эх, умник я не стираю, а провожу эксперименты.

Робот: Проведение бессмысленных экспериментов строго запрещено.

Воспитатель: Мы исследуем проблему сушки мягких игрушек. Вот этого Шарика мы просушим феном, а Артемона оставим сушиться при комнатной температуре. Интересно кто из них быстрее высохнет.

Робот: Быстрее всего высохнет Шарик. Повторяю, проведение бессмысленных экспериментов запрещено.

Воспитатель: Эх, умник весь эксперимент из-за тебя насмарку и вообще нет в тебе духа настоящего ученого, как у нас, например.

Здесь открываются секреты,

На все находятся ответы

Не унывай, забудь про скуку

Добро пожаловать в науку.

Робот: Поступил новый вопрос. Как выйти сухим из воды? Этим вопросом интересуются 4 млн. детей.

Воспитатель: Интересный вопрос и необычный. Ну, что ребята начнем экспериментировать.

Дети: Да.

Воспитатель: Вот вы ребята как думаете выйти сухим из воды?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А вот я знаю несколько способов и хочу вас познакомить с ними, для этого нужно провести эксперименты. Вы готовы? Тогда к столу.

Робот: Эксперимент по созданию искусственного снега, для него понадобиться полиакрилат натрия, красители, вода.

Воспитатель: Ребята, сразу хочу поделиться с вами первым способом выйти сухим из воды. Для этого нужно взять и высушить всю воду. В качестве того, что сушит воду, мы используем специальные химические вещества. Узнаете, что это такое? (ответы детей) Да, это подгузник. Внутри этого подгузника есть специальное вещество. Оно называется полиакрилат натрия, мы его достанем. Ребята у вас есть маленькие братья и сестры, которые носят подгузник?

Дети: Ответы детей.

Робот: Если ваши младшие братья и сестры пользуются подгузниками, то значит, оставаться сухим им помогает полиакрилат натрия, еще это вещество называют абсорбент. Оно может впитать влагу, увеличиваясь в 300 раз. Сейчас вы увидите, как оно это делает.

Воспитатель: Я сейчас высыплю это вещество на тарелочку – это вещество полиакрилат натрия или абсорбент. Оно может впитать в себя до 300 собственных объемов влаги, поэтому подгузника нам нужно немного. Я набираю чуть, чуть воды насыпаю этого вещества немножко. Интересно, что же сейчас будет, ребята у вас есть какие- то догадки? (ответы детей)

Сейчас мы туда добавим капельку воды, и вот кристаллы этого вещества впитывают воду. И при этом немножко увеличиваются в объеме сами, но при этом все вокруг остается сухим. Можете потрогать тарелочку вокруг нашего полиакрилата натрия, там все сухо. Но здесь как вы заметили совсем чуть, чуть полиакрилата натрия. А мы хотим попробовать, когда его много. Ну, что теперь нальем воду в наш мерный цилиндр. Напоминаю, как называется класс веществ, который мы сейчас исследуем - это абсорбенты. Это вещества, которые впитывают влагу. Давайте добавим туда влагу и посмотрим, как оно впитается. Когда абсорбенты впитывают влагу, они превращаются в гель. Ребята, как вы думаете, на что похоже это вещество? (ответы детей) Попробуем вылить на руку? Давайте проверим, сколько воды нужно добавлять, чтобы действие этого вещества закончилось.

Робот: Пока ребята проводят эксперимент, я напомню, что вы тоже можете его провести в домашних условиях. Главное уговорить маму разрешить взять несколько подгузников. Внутри них вата и мелкий порошок, если добавить к нему воду, то получится гель похожее на снег.

Воспитатель: Первый способ, мы с вами открыли. Что бы выйти сухим из воды, нужно эту воду высушить, при помощи абсорбента. Воды тогда не останется. Но если вы были бы в пруду и захотели выйти сухим из пруда, вы бы завязли вместе с абсорбентом и вам довольно трудно будет выйти из него. Ну что понравилось, тогда давайте отдохнем перед тем как приступить ко второму опыту. Теплый дождик.

Воспитатель: Представьте себе, что пошел теплый дождик, смочил землю, освежил траву и листья на деревьях. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале спрячьте руки за спину, затем выносим вперед правую руку ладонью верх, левая остается за спиной. Затем руки меняем местами. Что вы чувствуете?

Воспитатель: А теперь второй способ. Ребята, а сейчас я вам покажу и расскажу, как работает водолазный колокол.

Робот: Эксперимент водолазный колокол. Для него нам понадобится бутылка воды с крышкой, бумага, ножницы, большой и маленький стакан.

Воспитатель: Для начала мы сделаем водолаза из бумаги, и посмотрим, сможет ли он вылезти сухим из воды. Бумага в воде быстро намокает, и мы сразу увидим, намокла она или нет. Теперь мы его посадим на лодочку, для этого мы будем использовать крышку от бутылки. Ну и пора нам создать море, воду мы нальем в большой стакан. Ну что ж отправим нашего водолаза в плавание. А как мы назовем нашего водолаза? Ну что ж отправляем нашего …под воду? Вот это и есть водолазный колокол. Перевернем стакан и накроем нашего водолаза. Надавим на стакан и отправим его на дно. Как вы думаете, как там наш водолаз промок он или нет? (ответы детей) Он абсолютно сухой, так и работает наш водолазный колокол. Он побывал у нас на дне, и при этом все - таки не промок. В нашей реальной жизни такие устройства используются водолазами для погружения на глубину. Кстати он называется колоколом, потому, что первое устройство, которое использовали водолазы, имели форму колокола. В некотором смысле это первые подводные лодки. А сейчас я расскажу, как это работает. Как вы думаете кроме …, что сейчас находится внутри этого колокола? Здесь воздух, а ему некуда деваться. Вода пытается сдавить воздух, а воздух не дается, он оттуда не выходит, и поэтому вода внутрь проникнуть не может. Здесь у меня есть шарик и в нем есть воздух, попробуйте его сдавить со всех сторон, чтобы воздух сжался, у вас получается? (нет) Воздух на самом деле сдавить не так то просто. Вот у тебя не получается сдавить шарик и точно так же воде сложно сдавить воздух который находится внутри нашего колокола, поэтому когда наш водолаз погружается, воздух внутри сжимается, но не до конца. Поэтому внутри всегда есть некий объем воздуха, в котором можно и дышать и не промокнуть. А теперь давайте подведем итоги: можно действительно выйти сухим из воды, если не просто так туда прыгать, а использовать специальное устройство, а именно водолазный колокол.

Воспитатель: Третий способ выйти сухим из воды тоже интересен. Я хочу рассказать вам ребята, что вообще, то на земле вода есть практически везде. Даже в сухой почве в пустыне есть растения, например верблюжья колючка или жожоба. Выжить в сухом климате этим растениям помогает длинная корневая система, которая уходит вглубь на десятки метров. Ученые создали вещество, которое выглядит как вода, течет как вода и быстро тушит огонь как вода. Однако это вещество является совершенно сухим и не смачивает поверхность. Знаете, почему у собаки мокрый нос, оказывается, это позволяет ему лучше различать запахи. В жидкости, которая есть на кончике носа собаки, растворяются пахучие вещества, поэтому у собаки отличный нюх. А вот у нас с вами мокрый нос внутри, это тоже помогает нам нюхать.

Давайте вместе с вами представим себе, что вы находитесь на кухне у мамы. Она приготовила для вас ваше любимое блюдо. А вы вдыхаете ароматы кухни. Мы медленно вдыхаем через нос и медленно выдыхаем через рот со словами «а-а-ах» И наоборот мы делаем короткие вдохи через нос и делаем долгий выдох.

А теперь я хочу поделиться с вами моим самым любимым способом выходить сухим из воды. И для этого я предлагаю провести, наш главный эксперимент. Вы готовы? (да) Тогда к столу.

Робот: Эксперимент по изучению свойств талька. Для него нам понадобится, большая емкость с водой и тальк.

Воспитатель: И так друзья мы с вами познакомимся с самым главным и самым эффективным способом как выйти сухим из воды. Тальк используют спортсмены до сих пор, для того чтобы, подтягиваться, отжиматься. Как вы думаете почему? (ответы) Когда вы делаете, какие - то физические упражнения, вы потеете, выделяется некоторое количество жидкости и когда эта жидкость находится на руках, то руки скользят, тогда спортсмены используют порошки подобного рода.

Робот: Ребята тальк это самый мягкий минерал, чаще всего белого цвета, похож на муку. Часто используют для ухода за маленькими детьми. Он входит в состав детской присыпки.

Воспитатель: Чем порошки типа талька хороши, обычно, когда мы выходим из воды, мы мокрые, потому что вода смачивает поверхность нашего тела. А тальк это вещество, которое не смачивается водой. Сейчас я вам продемонстрирую. Я наливаю воды в емкость, и теперь я отпущу в эту воду руку, что с моей рукой произошло? Она намокла. Моя рука смочилась водой. А если я в воду буду насыпать тальк, то тальк во первых не будет смачиваться водой. Что в результате произойдет? Как вы думаете, тальк растворится в воде? (ответы детей) Тальк утонет? (ответы детей) А вот мы сейчас это и проверим.

Робот: Этот эксперимент легко провести в домашних условиях. Приготовьте удобную емкость с водой, насыпьте тальк и попытаетесь выйти сухим из воды.

Воспитатель: Мы насыпаем на поверхность воды тальк. Чуть - чуть талька у нас падает вниз, но в основном он находится на поверхности. Ну что теперь будем пробовать засунуть туда руку? Давайте я попробую. Давайте теперь вы попробуете. А вот на ваших ручках уже присутствует влага. Сейчас мы с вами обсудим результаты нашего эксперимента, но сначала опишите, что вы почувствовали (ответы детей)

Воспитатель: У нас на поверхности воды, лежал большой слой талька. Когда, вы засовывали ваши руки в воду вы проходили через этот слой талька. Тальк у вас облепил руку. А дальше он водой практически не смачивался, и когда вы погружали руку в воду, вода у вас через тальк не проходила, и не смачивала поверхность вашей руки. Вот знаете, чем этот способ мне нравится, больше чем способ с абсорбентом, тем, что вода, таким образом, остается она никуда не девается. Мы не забираем эту воду. Вода остается водой, тальк остается тальком, рука остается рукой просто рука сухой выходит из воды. Иными словами такое ощущение, что мы просто надели перчатку из талька. Получилась такая тальковая перчатка, которая защитила нас от смачивания водой. Ну, что получили ответ на вопрос как выйти сухим из воды.

Что вам больше всего понравилось (обсуждение с детьми)

Публикации по теме:

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.

Конспект сюжетно-тематического занятия «В музыкальном королевстве царя Додона» для старших дошкольников Цели: 1. Через синтез искусств прививать детям любовь к классической музыке. 2. Способствовать формированию музыкальной культуры через обогащение.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) - Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 17:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем антонина харзинова (УИ 291174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД