МААМ-картинки

Консультация «Детское воровство»

Ольга Емельянова
Консультация «Детское воровство»

Детское воровство

Когда родители замечают, что их ребенок потихоньку таскает из кошелька мамы или папы деньги, первая реакция – паника. Между тем, по словам специалистов, детское воровство – очень распространенная семейная проблема.

Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать – непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство нет : она зависит от причин, по которым ребенок решает что-то потихоньку взять.

Публикация «Консультация „Детское воровство“» размещена в разделах

Выделяют три основные причины детского воровства. Первая – это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, – трудно. Вторая причина – трудности в общении с родителями. Некоторым малышам кажется, что мама и папа обращают на них мало внимания. Когда дети присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина – стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей ловкости и смелости. А самая распространенная причина краж – это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить, – это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может взять понравившуюся вещь – без всякого желания навредить.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых малышей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения, и особенности темперамента, и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы, такие как развод родителей, переезд или поступление в школу.

Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них – симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей надо строго контролировать и приучать к ответственности. Нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей, извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна.

Попытки детей восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей – то есть не могут свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации малыш не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности.

Детское воровство – это по большей части проявление недостаточного развития моральной и волевой сферы. Детское воровство часто бывает связано с разного рода психологическими проблемами ребенка или говорит о психологическом неблагополучии.

Основные причины:

· 1. Недостаток развития нравственных представлений (например, ребенок не различает понятия «свое, чужое, хорошо, плохо»).

· 2. Это может быть серьезная психологическая неудовлетворенность (внутренние переживания ребенка, психологическая неустойчивость и нестабильность) 3. Недостаток развития воли (это сильное желание владеть понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести»)

· Основные мотивы детского воровства :

· 1. Сделать благо себе (то есть ребенок хочет обладать пусть небольшой суммой денег, это может быть знак родителям, то есть «крик о помощи», еще это может быть подсознательное желание наказать обидчика или «всех сразу», так что вспомните ситуации запретов, обид, жесткого контроля к девочке – возможно, они сыграли таким образом свою роль)

· 2. Сделать посредством украденных денег приятное другим (это желание принести значимому человеку понравившуюся ему вещь, и тем самым доставить ему удовольствие, либо желание иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников)

· 3. Воровство «за компанию» с другими детьми, связанное с желанием быть принятым в группу и соответствовать ее нормам (это в основном характерно для детей более старшего возраста)

· Что еще может быть причиной воровства? Возраст или пробелы в воспитании: ребенок не знает в силу возраста, что такое собственность, ребенок не может поставить себя на место жертвы или на место родителей. Ситуации, связанные с психологическим неблагополучием ребенка, неудовлетворенность жизненно-важных потребностей: кража в знак протеста в семье, где, например, холодные отношения между родителями, раздача знакомым украденных вещей (это от того, что в семье неравномерно распределена любовь в семье, недостача любви к ребенку, желание нанести ущерб материальным ценностям (когда в семье говорят, что главное в жизни – это деньги, так называемая кража символической любви (через дорогие вещи, кража в результате жесткого контроля (так как все запрещено – ребенок крадет, чтобы показать свою свободу) Клептомания. Это психическое заболевание, связанное с удовлетворением (навязчивым) от кражи. Может быть следствием невроза. Что же делать, если ребенок замечен или заподозрен в краже?

· 1. Подавить в себе возникшую эмоцию

· 2. Не реагировать на воровство, как если бы была реакция на воровство взрослого.

· 3. Реакция гнева ведет к повторному воровству

· 4. Найти (обязательно) причину.

· 5. Нельзя угрожать ребенку

· 6. Найти способ нивелировать кражу (рассказать историю, как девочка вернула (подложила) вещь на место).

· 7. Вызвать ребенка на откровенность.

· 8. Не разглашать обстоятельства кражи (не обсуждать публично)

· 9. Научить ставить себя на место потерпевшего.

· 10. Активность ребенка направить в нужное русло

· 11. Подумать о своем поведении (скорее всего в семье может быть пример того, что родители несут вещи с работы или совершают какие-то операции с деньгами не совсем честные и хвастаются этим).

Публикации по теме:

«Детское коллекционирование». Фотоотчет«Детское коллекционирование». Фотоотчет Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость,.

«Детское коллективное творчество». Консультация для педагогов«Детское коллективное творчество». Консультация для педагогов Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поговорить о детском коллективном творчестве, и ответить на два вопроса.

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское ателье «Аленушка»Детское ателье «Аленушка» Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Вчера познакомилась с публикацией Дины Кузьменко "Модное дефиле наших мам", в котором дети.

Детское конструирование.Детское конструирование. Конструирование, как вид детской деятельности, относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного.

Детское пасхальное творчествоДетское пасхальное творчество Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу- Бабушка яичко красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой Для людей, для.

Детское увлечение — филателияДетское увлечение — филателия Здравствуйте уважаемые коллеги! На днях разбирала шкаф со старыми вещами и случайно наткнулась на почтовые марки, которые я любила коллекционировать.

Играем в детское лото. Консультация для родителей Конечно, все родители хотят видеть своего ребёнка интеллектуально развитым, т. е. имеющим достаточно широкий кругозор, внимательным, качественно.

Консультация для родителей  «Детское коллекционирование» Консультация для родителей «Детское коллекционирование» Коллекционирование–одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось.

Детское словотворчествоДетское словотворчество Современные городские дети зачастую больше знают о троллейбусах и машинах, чем о представителях животного мира. Когда они начинают говорить.

Автор публикации:
Консультация «Детское воровство»
Опубликовано: 6 июня 2021 в 17:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД