Ирина Гурова
Играем в детское лото. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Конечно, все родители хотят видеть своего ребёнка интеллектуально развитым, т. е. имеющим достаточно широкий кругозор, внимательным, качественно запоминающим нужную информацию, сообразительным, умеющим творчески применить свои знания при выполнении различных заданий, хорошо владеющим речью. Также все родители хотят, чтобы их ребёнок был подготовлен к обучению в школе.
Я хочу предложить вашему вниманию простые игровые упражнения, которые эффективно могут быть использованы для развития у ребёнка вышеперечисленных психических процессов, в том числе и речи. Эти игры-упражнения проводятся на материале всем известного детского лото.
Публикация «Играем в детское лото, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Лото. Настольная игра своими руками
- Темочки
Игры-лото, как известно, бывают разными. Всем известны лото «Зоологическое», «Что где растёт?», «Игрушки», «Посуда», «Магазин» и т. д. и т. п. Самое главное их назначение – активизация словаря и развитие внимания и памяти ребёнка. Есть множество вариантов «Логопедических» лото, направленных на формирование правильного произношения звуков, подготовку к обучению грамоте.
Игра в лото предполагает несколько участников. Но большинство из тех вариантов, которые я предлагаю, подходят и для игры с одним ребёнком. Варианты упражнений разнообразны и некоторые совсем не похожи друг на друга. Это заинтересовывает детей. Я очень часто использую материал разнообразных лото в индивидуальной работе с детьми на своих занятиях.
«Назови картинку» («У кого?»)
Это традиционный и самый простой вариант игры. Взрослый показывает картинку. Ребёнок называет её. В случае правильного ответа получает картинку и закрывает ею такую же на большой карте. Если в игре участвует несколько детей, то выигрывает тот, кто первый разложил все картинки. В качестве усложнения перед ребёнком можно положить не одну, а две или даже три большие карты лото.
Эта игра направлена на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса у ребёнка. Кроме этого, она способствует развитию зрительного восприятия, объёма зрительного внимания.
«Разложи картинки»
Все картинки находятся у ребёнка. Его задача – найти для каждой картинки своё место на большой карте лото. При этом желательно называть каждую картинку. Если перед ребёнком положить не одну, а две или три карты лото, то задача значительно усложняется.
Этот вариант игры предназначен для развития у детей объёма зрительного внимания, а также способствует формированию словарного запаса.
«Найди и положи»
Картинки разложены на столе. Взрослый сам называет картинку, не показывая её. Ребёнок находит названную картинку и закрывает ею такую же на большой карте. Задача усложняется, если взрослый называет не одну, а две картинки, а перед ребёнком – две большие карты.
Этот вариант игры позволяет выяснить, понимает ли ребёнок значение названного слова, расширяет словарь, а также развивает слуховое и зрительное внимание.
«Запомни, принеси и положи»
Большая карта находится перед ребёнком. Маленькие картинки находятся на расстоянии, например, на другом столе или на полу поодаль. Взрослый называет предмет. Ребёнок запоминает название, приносит соответствующую картинку, называет её. В качестве усложнения задачи можно попросить ребёнка принести не одну, а две или три картинки. Это зависит от возможностей ребёнка.
Игра развивает слуховую память, способствует уточнению и активизации словарного запаса, употреблению фразы с союзом «и»: «Я принес (ла) яблоко и грушу».
Вместо называния взрослый может молча показывать картинки (на большой карте лото). В этом случае ребёнок запоминает её зрительно, находит, приносит, кладёт на место и называет.
Такой вариант игры развивает зрительную память.
«Дай мне…»
После того, как все картинки разложены, взрослый просит ребёнка их собрать. Но собирать картинки предлагается по порядку: «Дай мне кошку и шапку… Что ты мне дал (а? А теперь дай мишку, пушку и чашку… Что ты мне дал (а?»
Упражнение развивает слуховое внимание и слуховую память, учит употреблению фразы с союзом «и», сущ. в форме вин. падежа.
«Чего (кого) не стало?»
После того, как все картинки разложены, взрослый просит ребёнка ещё раз посмотреть на них внимательно и запомнить. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый переворачивает одну картинку изображением вниз. Ребёнок отвечает на вопрос: «Чего (кого) нет?» («Чего (кого) не стало?»)
Это упражнение развивает у ребёнка зрительное внимание и память, а также учит его употреблять существительные в форме родит. падежа.
В качестве усложнения можно спрятать не одну, а две или три картинки, но только в том случае, если позволяют возможности ребёнка.
«Запомни все картинки»
Ребёнок выкладывает картинки на большую карту лото. После этого даётся установка запомнить все картинки и их расположение. Затем все картинки переворачиваются изображением вниз. После этого ребёнок должен вспомнить, что где находится. Сначала он называет картинку, а потом переворачивает её изображением вверх.
Этот вариант игрового упражнения очень эффективен для
развития зрительной памяти, если картинки закрываются без их называния, зрительно-вербальной – если с называнием.
В этой игре взрослый может и сам назвать картинку, а ребёнок перевернуть её изображением вверх, вспомнив её расположение.
«Закрой глаза и назови картинки»
Ребёнок выкладывает картинки на большую карту, запоминает их. После этого взрослый просит ребёнка закрыть глаза или отвернуться и назвать всё по памяти.
Упражнение развивает объём зрительного внимания и памяти.
«Разложи по порядку»
Перед ребёнком лежит большая карта лото и маленькие картинки. Задачей ребёнка является разложить маленькие картинки на большой карте в определённом порядке: слева направо и сверху вниз, т. е., по направлению письма и чтения. Взрослый сначала должен показать ребёнку образец выполнения задания.
Этот вариант игрового упражнения является очень ценным, особенно для детей, имеющих оптико-пространственные нарушения. Он способствует коррекции данных нарушений, предупреждая возможные в дальнейшем трудности овладения процессами чтения и письма. (Многие дети допускают ошибки определения направления чтения слова, фразы, текста, а также направления письма).
Если ребёнок не устал, можно попросить его собрать картинки в том же порядке, в котором они были разложены.
Желательно, чтобы у ребёнка была возможность поупражняться таким образом с разнообразными вариантами лото по расположению и количеству картинок (2х3, 4х3, 6х4 и др.) Такие игры имеются в продаже. Когда ребёнок хорошо овладеет раскладыванием картинок по порядку, можно предложить посоревноваться: «Кто быстрее разложит картинки по порядку на своей карте?»
«Положи, куда скажу»
С помощью этого упражнения можно учить детей ориентироваться на плоскости.
Вариантов упражнения несколько. Можно попросить ребёнка положить на большую карту только те картинки, которые находятся вверху (внизу, справа, слева). После выполнения задания спрашиваем у ребёнка: «Что вверху (внизу, справа, слева?» «Где….?»
В старшем дошкольном возрасте можно попросить ребёнка положить картинку в названный взрослым угол: в правый верхний, левый нижний, левый верхний, правый нижний, а также в середину (центр). После этого желательно спросить ребёнка о местоположении картинок, например, «Что ты положил (а) в левый верхний угол?» «А что в правом нижнем углу?» «В каком углу?»
«Исправь ошибки»
Многие дети раскладывают картинки на большой карте, неправильно располагая их. Чаще всего, это изображения предметов (одежда, мебель, посуда) Обычно такие ошибки допускают дети с оптико-пространственными нарушениями. Данный вариант игрового упражнения может помочь развить зрительное восприятие, внимание и пространственные представления.
Взрослый сам раскладывает картинки на большой карте, допуская несколько ошибок (их количество может варьироваться). Ребёнок находит ошибки и исправляет их.
«Узнай, кто (что) прячется?»
Взрослый сам закрывает все картинки на большой карте изображением вниз, оставляя небольшую часть каждой картинки незакрытой. По части изображения ребёнок должен узнать предмет, назвать его и, после этого проверить – повернуть изображением вверх.
Такое упражнение развивает у ребёнка зрительное восприятие (гнозис, а также мышление, воображение. Чем меньше открытая часть картинки, тем сложнее ребёнку выполнить задание. В эту игру интереснее и полезнее играть, если она является новой для ребёнка, т. е. когда он ещё не успел запомнить все картинки и не может по памяти назвать их.
«Один-много»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет,
изображённый на ней (сущ. в ед. ч.). Ребёнок называет существительное в форме множ. числа. именит. падежа и кладёт её на место: «мяч – мячи, дом – дома, кошка – кошки.». Существительные можно называть и в форме родит. падежа, например, «мяч – много мячей, дом – много домов, кошка – много кошек…».
Игровое упражнение «Один-много» развивает грамматический строй речи, а именно умение изменять число существительного. В процессе выполнения задания ребёнком нужно следить за правильностью употребления окончаний слов.
«Большой-маленький» («Назови ласково»)
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет (существительное). Ребёнок образует уменьшительно-ласкательную форму этого существительного и кладёт картинку на место: «мяч – мячик, дом – домик, кошка – кошечка…».
Данное упражнение тоже развивает грамматический строй речи, а именно, учит ребёнка элементарному словообразованию.
«Мой, моя, моё»
Этот вариант упражнения способствует развитию умения согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительным в роде.
Ребёнок выкладывает картинку и составляет словосочетание «мест. + сущ.» : «мой мяч, моя кошка, моё ведро и т. д.»
«Какой? Какая? Какое?»
Ребёнок выкладывет картинки, составляя словосочетание «прилагательное + существительное», согласуя слова в роде: «красное яблоко, спелая вишня, деревянный дом» и т. д.
Упражнение способствует расширению и активизации словаря признаков, развитию грамматического строя речи (согласованию прил. с сущ. в роде).
«Вспомни второе слово (признак)»
Этот вариант игрового упражнения способствует решению задач предыдущего, а также развивает логическую память.
Взрослый даёт ребёнку картинку и сам составляет словосочетание «прилагат. + существ.», давая ребёнку установку запомнить слова: «Белый голубь, красный флаг, голодный волк…». После того, как ребёнок разложил все картинки по местам, взрослый предлагает собрать их таким образом: он называет только прилагательное, а ребёнок должен вспомнить второе слово (существительное, повторить словосочетание целиком и дать соответствующую картинку взрослому. В следующий раз взрослый может называть только существительное, а ребёнок вспоминает прилагательное. После этого можно предложить ребёнку самостоятельно назвать и первое, и второе слово и разложить картинки по местам, или, наоборот, собрать их.
«Вспомни второе слово (действие)»
Это игровое упражнение аналогично предыдущему, только вместо словосочетания «прилаг. + существ.»
используется короткое предложение «существ. + глагол»: «Собака лает. Кошка сидит. Улитка ползёт…»
«Отгадай загадку»
Перед ребёнком находится большая карта лото. Маленькие картинки у взрослого. (Они могут быть и разложены на столе.) Взрослый загадывает ребёнку загадку описательного характера (прилагательные): «Круглое, красное, сладкое…» Ребёнок по названным признакам угадывает предмет (яблоко) и кладёт на место соответствующую картинку. Количество названных признаков может быть разным. Желательно, чтобы ребёнок повторил за взрослым слова-определения.
Упражнение расширяет словарь признаков, а также развивает слуховое внимание ребёнка.
Загадывая загадку можно и с помощью слов-действий: «Лает…»
Ребёнок по названному действию или нескольким действиям определяет предмет.
Такое задание расширяет глагольный словарь.
«Ответь на вопрос»
Ход самого упражнения аналогичен предыдущему, только взрослый задаёт вопрос по каждой картинке, например, «Что люди надевают зимой на голову?» Ребёнок отвечает на вопрос (желательно предложением) и закрывает картинку.
Упражнение развивает зрительное и слуховое внимание, умение отвечать на вопрос предложением.
«Выбери картинки, которые встречались в предложении»
«Вспомни предложения»
Данный вариант использования лото требует от взрослого фантазии. Взрослый составляет предложение, в котором встречаются два предмета из изображённых на одной карте: «Белка и волк живут в лесу. Мама купила в магазине сыр и сливы. Папа взял лопату и пилу. Гусь испугался собаки…».
Ребёнок находит две картинки, кладёт на места и повторяет предложение. После того, как задание выполнено, взрослый предлагает собрать картинки парами и вспомнить все предложения.
В этом упражнении развивается фразовая речь, слуховое внимание, зрительно-вербальная память.
«Придумай предложение по картинке»
Ребёнок получает картинку (или берёт её сам, составляет предложение, выкладывая её на место.
Упражнение развивает мышление, воображение, фразовую речь. С помощью него можно успешно закреплять произношение определённых звуков.
Если используется тематическое лото, то можно поставить один вопрос ко всем картинкам. Если, например, используется лото на тему «Животные», то целесообразны такие вопросы: «Кто что ест?» «Кто где
живёт?» «Кто как голос подаёт?» «Как называются детёныши у каждого животного?» и т. д. и т. п.
Такие игры способствуют расширению кругозора ребёнка, активизации словарного запаса.
«Придумай предложения по парам картинок»
Этот вариант игрового упражнения способствует развитию логического мышления и логического запоминания.
Ребёнок выбирает две картинки и составляет предложение, в котором встречаются соответствующие предметы. Картинки выкладываются на места. Когда все картинки разложены, ребёнок вспоминает предложения. В качестве существенного усложнения задания пары картинок выбираются не самим ребёнком, а предлагаются взрослым (или ребёнок берёт их сам, но они перевёрнуты изображением вниз – что попадётся). Картинки могут быть абсолютно не связанными между собой по смыслу. Задача ребёнка – найти эту взаимосвязь и придумать высказывание.
Кроме вышеперечисленных задач, с помощью этого задания ребёнок учится или закрепляет умение составлять предложения разных типов: простое распространённое, сложносочинённое, сложноподчинённое.
«Придумай рассказ»
Задачей ребёнка является придумать рассказ или сказку, в который должны войти названия всех предметов, изображённых на большой карте лото. Это можно делать по-разному, в зависимости от того, как вы договорились. Например, можно раскладывать картинки по порядку, а можно и в произвольном порядке, который может установить как сам ребёнок, так и взрослый. Задача значительно усложняется, если картинки перевёрнуты, а ребёнок должен брать по одной и сразу включать их в повествование.
Такое задание развивает у ребёнка мышление, творческое воображение.
Для формирования у детей правильного звукопроизношения, а также для подготовки детей к обучению грамоте (развития звукового, слогового, синтаксического анализа и синтеза, можно предложить ещё достаточно много вариантов применения лото. Перечислим некоторые возможные названия упражнений, а как их использовать, вы уже сможете придумать сами, познакомившись с вышеперечисленными вариантами:
«Определи первый звук в каждом слове»
«Определи последний звук в каждом слове»
«Определи место звука в слове…»
«Найди и назови картинки со звуком…»
«Сколько звуков в каждом слове?»
«Я назову первый (последний) звук, а ты угадай картинку»
«Я назову звуки слова по отдельности, а ты покажи картинку»
«Называй каждое слово по частям (слогам)»
«Сколько частей (слогов) в каждом слове?
«Я назову слово по слогам, а ты найди картинку»
«Я назову начало слова, а ты конец…»
«Составь предложение из 2х (3х, 4х…слов) и многие другие…