Папки-передвижки

Опыт работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Светлана Волобуева
Опыт работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Волобуева С. А. и Волобуева К. В., воспитатели МБДОУ д/с № 24 «Солнышко», работаем с детьми разновозрастной группы: «Буратино» от 4 до 7 лет и хотим представить вам свой опыт работы по теме : «Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников

1. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

2. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Н. Н. Поддьяков

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

3. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёкихпредметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

4. В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования мы находим новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовало и возрасту и наиболее эффективно бы решали педагогические задачи.

5. В нашем детском саду одна из годовых задач на 2019 -2020 учебный год была направлена на развитие познавательной активности у детей. Так как, проведя мониторинг, был выявлен низкий показатель по познавательной активности у детей. В связи с этим, мы решили попробовать исправить эту проблему и поставили ее на первое место.

6. Одним из методов, способствующих решению данной проблемы, которую мы изучали и применяем в своей работе, является интересная форма работы с детьми – детское экспериментирование.

Нам хочется видеть детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

7. Приступая к работе с детьми в этом направлении, мы поставили перед собой следующую цель:

- практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Из ходя из цели, поставили задачи.

Задачи:

- сформировать у детей представления об окружающей среде;

- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);

- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.

8. Наша работа строилась поэтапно.

9. На 1-м этапе – изучили литературу по теме, сделали обзор в интернете по теме, познакомились с книгами А. И. Шапиро «Первая научная лаборатория» и Н. В. Микляевой «Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду

10. На 2 -м этапе - изучали личностные качества детей, их индивидуальные возможности.

11. На 3-м этапе- организовали предметно – развивающую среду - это создание уголка для экспериментирования.

12. На 4 этапе разработали план работы с детьми - изготовила дидактический материал : карточки-схемы, модели, серии опытов, также разработала проекты, конспекты занятий с элементами экспериментирования.

13. 5-й этап- основной, это вся наша работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

А для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью использовали диагностики, уже существующие в дошкольной педагогике.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы оборудовали и оснастили уголок экспериментирования.

В уголке экспериментирования у нас есть стол, вода-песок, приборы- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.

Реализацию поставленных перед собой задач мы осуществляем в трех основных формах:

-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

-познавательные занятия с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты

Познавательные занятия с элементами экспериментирования проводим, раз в неделю по 25-30 минут, но если у детей интерес к работе велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые мы активно используем — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для положительной мотивации дошкольников используем различные стимулы: Новизна, необычность объекта Тайна, сюрприз. Мотив помощи. Познавательный мотив (почему так) Ситуация выбора.

14. Опыты подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

В организации и проведении опытов

выделяем несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

15. Были проведены такие занятий как «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-соль», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие. После экспериментов не упускаем воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почисть и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

16. На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересно в природе.

Стараемся не отвечать на детские вопросы, а предлагаем самому понаблюдать и найти ответ.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Подводя итог, хочется сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования

Прикреплённые файлы:

pednahodka-2020_kmp5j.pptx | 13210,82 Кб
 
Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 21:24
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД