Папки-передвижки

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Алла Тадтаева
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до

В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, а также могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Успешное формировани1е данных качеств во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

1 слайд

Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. И дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, решает вопрос, каким должен быть выпускник д. сада, какими качествами он должен обладать. Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

• проявляет инициативность и самостоятельность

• уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим

• обладает развитым воображением

• достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности

• проявляет творческие способности

• развита крупная и мелкая моторика

• способен к волевым усилиям в разных видах деятельности

• проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать

слайд

Согласно ФГОС ДОУ детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения

слайд

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Что я слышу – я забываю

что я вижу – помню

Что делаю – понимаю

(Конфуций)

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»

Сухомлинский В. А.

слайд

Цели экспериментирования :

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

• Формировать у детей элементарные географические представления.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

• Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

слайд

слайд

Алгоритм подготовки эксперимента :

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы чтение, и т. д.)

3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.

4. Выбор цели, задач работы с детьми.

5. Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.)

8. Прогнозирование результата.

9. Закрепление последовательности действий.

10. Закрепление правил безопасности.

Слайд

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как достать ключик для Буратино, не касаясь воды? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть? Из какого песка можно сделать конус? Почему? Как поймать воздух? Почему салфетка осталась сухой в стакане, который находился в воде?и др. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Структура эксперимента :

1. Постановка проблемы (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования.

4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

5. Наблюдение результатов эксперимента.

6. Фиксирование результатов эксперимента.

7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)

слайд

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Основное оборудование в уголке экспериментирования :

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

БЕЗОПАСНОСТЬ для жизни и здоровья детей; ДОСТАТОЧНОСТЬ; ДОСТУПНОСТЬ.

слайд

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательной деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Надо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Заключение

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире и своё место в нём.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игровая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС до». Презентация Сообщение «Игровая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила Михеева Светлана Владимировна.

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся.

Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппаратаФормирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата «Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».

Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» ]Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской.

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС до Методика «Квадрат функций», как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО* Назначение методики: определить индивидуальные.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС доРазвитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду,.

Семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности» .

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 16 мая 2018 в 12:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД