Папки-передвижки

Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.

Наталья Мяклова
Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Поэтому необходимо создать условия для саморазвития личности каждого ребёнка. А саморазвитие возможно в деятельности, включающей в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В связи с этим детское экспериментирование, как истинно детская деятельность, представляет особый интерес для изучения и активного внедрения в практику детского сада.

Темочки:

Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

С самого рождения ребёнок является ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он НАСТРОЕН на познание мира, он ХОЧЕТ его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться, т. к. в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а это ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. И мы стараемся помочь детям стремиться к активной деятельности, не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, а проведение исследований направить в нужное русло, сделав их полезными.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:

• орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;

• органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;

• орган чувств язык – воспринимает вкус;

• орган чувства кожа - воспринимает механические воздействия и тепловую энергию

• органы чувств уши – воспринимают звук;

• орган чувства мозг – воспринимает мыслеобразы;

• седьмое чувство, известное человеку, в обиходе называют чутьем, ученые интуицией.

Следовательно, исходя из выше сказанного, предполагаю, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, даю им эти знания, развиваю и совершенствую необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• самостоятельно учу давать определения понятиям;

• классифицировать, наблюдать;

• под контролем взрослого проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей дошкольного возраста научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что их окружает.

А. Н. Леонтьев, С. Л. Новосёлова, Н. Н. Поддъяков и др. выделяют в детском экспериментировании, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию основные положения:

экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;

• в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. д. (продуктивная форма экспериментирования);

экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;

• в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;

экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

При проведении детского экспериментирования обязательно учитываю следующую структуру:

• постановку перед детьми проблемы, которую необходимо решить;

• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

• выдвижение гипотезы (т. е., поиск возможных путей решения);

• проверку гипотезы (сбор данных, экспериментирование, реализация в действии);

• анализ полученных результатов (подтверждение гипотезы);

• формулирование выводов.

При планировании детской экспериментальной деятельности обязательно включаю:

экспериментальную деятельность, организованную мною;

экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности

посредством развивающей среды);

• познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами

экспериментирования;

• демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;

• долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:

• учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;

• не сдерживать инициативы детей;

• не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;

• не спешить с вынесением оценочных суждений;

• помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного использования методов и приёмов, которые способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

В работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование - сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки и соблюдения правильных условий организации эксперимента :

• положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как:

наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности;

• равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость необходимым оборудованием);

• чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому;

• стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.

Для отслеживания результатов экспериментальной деятельности пользуюсь следующими критериями эффективности:

• соответствие целей и согласованности моих действий с родителями и детьми;

• создание условий для исследовательской деятельности детей-дошкольников в саду,

родителями (законными представителями) дома;

• самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;

• нахождение рядом взрослых, которые достаточно деликатны, чтобы ребёнка-исследователя

не ломать, не навязывать ему своё видение мира, не подменять своими действиями. Ребёнок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познаёт мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребёнок пришёл самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве взрослого);

• презентация и оценка деятельности ребёнка. Те знания, которые ребёнок приобрёл самостоятельно в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Их важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребёнка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребёнка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Перед ним стоит цель: научиться логично излагать свои знания, умения и навыки, освоенные в ходе опытно-экспериментальной деятельности, а также владеть умением отвечать на вопросы. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы.

Свою деятельность считаю инновационной, т. к. в работе с детьми использую:

• комплект лабораторного оборудования «Атомы и молекулы», «Лаборатория воды», «Выращивание кристаллов» «Лаборатория звука», «Лаборатория ростка», «Магнитные эксперименты», «Лаборатория отпечатков пальцев». Эксперименты, проводимые с помощью данного оборудования относятся к естественным наукам, что позволяет ребёнку в доступной форме объяснить какое-либо явление существующее в природе.

• цифровой микроскоп, с помощью которого в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов. Микроскоп позволяет:

превращать обычные предметы в объекты исследования; формировать изображения предметов на экране компьютера; просматривать изображение на экране; делать видеозаписи.

• ИКТ – технологии.

Применение ИКТ-технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет :

• показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;

• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует

наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать

материал ими;

• способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,

познавательной активности, навыков и талантов;

• поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Для реализации всех выше перечисленных задач необходимо, чтобы каждое исследование завершилось участием в конкурсах проектов детских исследовательских работ, как с участием слушателей (на муниципальном уровне, так и без них (заочное участие в окружных, всероссийских конкурсах).

Итак, удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, дети изучают себя и свои возможности, ищут способы измерения. Поиск подводит их к уникальному открытию того, что каждый человек обладает великими силами:

• ума;

• памяти;

• мечты;

• дружбы;

• любви;

• добра.

Я убеждена в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивает логику, образное мышление и воображение, способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

И, конечно же, наградой за наши труды является уникальная возможность раскрыть личность ребёнка, способную изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях!

Список используемой литературы:

Ребёнок в мире поиска-О. В. Дыбина 2012г

Неизведанное рядом-О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова. 2011г

Познавательно –речевое развитие –Л. В. Рыжова. 2015г

Публикации по теме:

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников - это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя: - экспериментальную деятельность, организованную педагогом; - познавательную.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников На основании Приказа Министерства образования и науки Российской.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование в ДОУДетское экспериментирование в ДОУ “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» - это положение подтверждено ФГОС ДО.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно- исследовательской деятельности».

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Детское экспериментирование в домашних условиях» Добрый вечер, уважаемые родители! Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.
Опубликовано: 7 октября 2016 в 16:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мяклова (УИ 590038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД