МААМ-картинки

Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы

Александра Пашалова
Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы

Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы

Цель: выявление уровней познавательного интереса дошкольников 4-5 лет.

Задачи:

1. Выявить отношение детей к экспериментальной деятельности.

2. Провести диагностику уровней развития познавательного интереса у детей 4-5 лет.

3. Проанализировать полученные данные.

Методами исследования являлись:

Публикация «Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы» размещена в разделах

• наблюдение.

• метод математической обработки данных.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 133 г. Оренбурга

Время проведения: декабрь 2015 г.

Опытно-экспериментальная деятельность проводилась по подгруппам (по 5 детей в каждой подгруппе).

эксперимент проводился по направлениям:

1) отношение детей к экспериментальной деятельности с помощью использования методики «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).

2)диагностика уровней сформированности познавательного интереса дошкольников 4-5 лет в ДОУ;

3) выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса методом анкетирования родителей.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников 4-5 лет осуществлялась с помощью тех же методик, адаптированных к возрасту детей :

4. Дидактическая игра «Отгадай предмет».

5. Дидактическая игра «Два домика».

6. Задание «Опиши картинку».

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.

Диагностическая методика № 1 дидактическая игра «Отгадай предмет»

Цель: выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.

Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус).

Ход диагностического исследования.

Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям:

Высокий уровень: 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 4 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.

Средний уровень : 3 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 2-3 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Низкий уровень: 2 балла – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Методика № 2 дидактическая игра «Два домика»

Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.

Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).

Ход диагностического исследования.

Для детей 4-5 лет мы усложнили данное задание.

1 часть. Ребенку предлагалась следующая инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа:

5. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?

6. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?

7. Для чего человек создает предметы?

8. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?

2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям:

Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.

Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.

Низкий уровень: 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу, ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.

Методика № 3 «Опиши картинку»

Для работы с дошкольниками 4-5 лет нами была подобрана сюжетная картинка с изображением животных в типично человеческих ситуациях: «Обезьянки в школе».

Исследования проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующим в эксперименте.

Мы показывали ребенку картинку и просили задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?»

Во время работы подсчитывали количество вопросов, которые ребенок задает по картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя те же 4 группы, что и в прошлогоднем эксперименте.

Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.

Высокий уровень – 9-12 баллов: с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5-6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний уровень : 5-8 баллов: большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.

Низкий уровень – 0-4 балла: дети придумывают к каждой картинке 1-3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).

3 балл – количество вопросов более 5.

2 балла – количество вопросов менее 5.

0 баллов – количество вопросов не более 2-х.

Общий результат по используемым диагностическим методикам на констатирующем этапе эксперимента представлен нами в таблице 8 и на рис. 6.

Сводная таблица оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников 4-5 лет

Уровни Диагностические методики Средний %

Методика № 1 д/и «Отгадай предмет» Методика № 2

«Два домика» Методика № 3

«Опиши картинку»

Высокий 50 % 35 % 45 % 43,3 %

Средний 50 % 50 % 50 % 50 %

Низкий 0 % 15 % 5 % 6,6 %

Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников стал достаточно высок.

Уже 43,3 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса. И только 6,6 % детей имеют низкий уровень. Это уже достаточно высокий показатель, если сравнения делать в среднем по всем диагностическим исследованиям.

Общие результаты исследований представлены мною на таблице.

(Мой общий результат в таблице)

Вывод

Публикации по теме:

«Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется выступление по теме «Эксперимент как средство развития познавательного интереса.

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшей группы» Перспективный план работы по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного.

Автореферат к курсовой работе «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса» Я, Глотова Полина Михайловна, студентка группы Д-31. Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Дидактическая игра как средство.

Диагностика познавательного развития дошкольников Упражнение «Самое непохожее» (По тесту Л. А. Венгера для детей 4,5 - 7 лет) Цель: изучение уровня развития мышления детей, восприятия.

Диагностика экологического воспитания детей средней группы. Диагностика разработана на основе методики, предлагаемой Серебряковой Т. А. (средний дошкольный возраст). Задания, направленные на выявление.

Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса» Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса.» Ко многим детям необходимо находить индивидуальный.

Организация экспериментальной деятельности в целях развития познавательного интереса у детей старшей группы Доклад на тему: Организация экспериментальной деятельности в старшей группе в целях развития познавательного интереса. Влияние окружающего.

Педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего дошкольного возраста КРИТЕРИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 1. Проявление любопытства, любознательности и познавательного интереса к объектам окружающего мира: интересуется.

Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка Постулат. 2017. №10 ISSN 2414-4487 УДК 376 Аннотация В статье представлены результаты изучения познавательного интереса младших школьников.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Муниципальная августовская педагогическая конференция Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика развития познавательного интереса у детей средней группы
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 13:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД