Папки-передвижки

Диагностика сформированности навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

Динара Иксанова
Диагностика сформированности навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа нашего исследования проводилась на базе МДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек. Для чистоты исследования дети были разделены на 2 группы: 9 детей составили экспериментальную группу, 9 детей – контрольную группу.

Целью данной части исследования явилось исследование возможностей совместной изобразительной деятельности для формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

Публикация «Диагностика сформированности навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Изучить взаимоотношения старших дошкольников.

2. Используя совместную изобразительную деятельность, формировать навыки сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

Мы выделили критерии, по которым можно изучить сформированность навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности:

- активность в общении, где под активностью понимается деятельное отношение ребенка к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, общении;

- самостоятельность при организации совместной деятельности;

- бесконфликтность поведения;

- умение работать в коллективе, где под коллективом мы понимаем социальную общность людей, объединенной на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения;

- проявление нравственных качеств;

- знание норм поведения и использования положительных форм в общении со сверстниками.

- умение определять настроение сверстника и учитывать данный фактор в совместной деятельности; умение поднять настроение и успокоить партнера; умение радоваться общему делу и положительным результатам вместе и т. п.

По вышеперечисленным критериям нами были сформированы следующие уровни сформированности сотрудничества :

1. Низкий. Поведение ребенка неустойчиво. Хотя он имеет представления о правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не складывается, поведение непосредственно побужденное. Ребенок испытывает трудности в общении, не умеет учитывать позицию партнера. Слабая ориентация в эмоциональном состоянии окружающих, наблюдается негативное поведение. Проявляет агрессию по отношению, пытается навязать свое мнение. Сюда относятся социально-импульсивные или социально-пассивные дети.

2. Средний. Поведение и общение ребенка направлено положительно. Имеет представление о правилах культурного поведения, выполняет в привычной для него обстановке, испытывает скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Относятся дети с преобладанием исполнительных форм поведения.

3. Высокий. Поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Тактичен. Охотно вступает в общение. Умеет выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Относятся дети с оптимальными сочетаниями инициативы и исполнительности.

Опытно-экспериментальная часть исследования состояла из нескольких этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Для изучения взаимоотношений между детьми в группе детского сада мы использовали методики «Два домика», «Изучение критериев выбор партнера для общения», экспериментальную игру «Секрет», наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Методика «Два домика» позволяет выявить характер отношений детей со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы.

Подготовка исследования. Подготовить лист бумаги, на котором нарисованы два стандартных домика. Один из них, что большего размера, - красного цвета, а другой – черного. Рисунок рисовался на глазах ребенка черным и красным карандашами.

Проведение исследования. Ребенку предлагается инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

В процессе рисования детям рассказывалось, что в одном – красном домике много разных игрушек, книжек, а в другом, черном, игрушек практически нет.

Обработка данных. Отмечаются те дети, которых ребенок берет к себе в красный домик, и те, кого он хочет поселить в черный домик. Данные заносятся в таблицу.

Следующий этап констатирующего эксперимента состоял в проведении экспериментальной игры «Секрет», целью которой являлось выявление посредством фиксации существующих в группе избирательных отношений между детьми, положение каждого ребенка в группе, степень его авторитетности среди сверстников.

В основу экспериментальной игры «Секрет» положен социометрический эксперимент «Выбор в действии», применяемый Я. Л. Коломинским и переработанный с учетом психологических особенностей дошкольников.

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные, по три штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.

Проведение исследования. Ребенку предлагается по секрету подарить трем детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (спрятать в шкафчики, предварительно определив степень их привлекательности. В заключение ребенка просили обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах. Результаты методики отражены в Приложении 1.

Методика «Изучение критериев выбора партнера для общения»

Подготовка исследования. Подготовить несколько вариантов вопросов для выбора партнера в разных видах деятельности, например: «С кем хочешь играть? Почему? С кем хочешь пойти в школу? Сидеть за одним столом? Кого хочешь поздравить с праздником? и т. д. ; вопросы для беседы с детьми о причинах выбора партнера.

На основании результатов социометрического исследования беседуем с детьми 5-6 лет о причинах выбора партнера. Исследование дополняется наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяются и уточняются результаты социометрии и беседы.

Определяется число выборов детей, получивших подтверждение в результате беседы.

Нами были определены следующие критерии выборов партнера для общения и их устойчивость:

- инициативность (активно привлекает внимание детей к своим действиям, побуждает к совместной деятельности);

- чувствительность к воздействиям сверстника (желание и готовность ребенка воспринять действия сверстника, откликнуться на инициативу других детей);

- внешняя привлекательность партнера;

- преобладающий эмоциональный тон (проявление эмоциональной окраски взаимодействия ребенка со сверстниками).

Результаты исследования по методике «Два домика» показали, что большинство детей (Алина К., Оля П., Марина К., Сережа З., Олег Т., Олеся М., Тарас Х., Женя М., Маша У., Илья М., Саша Н., Рома З., Денис М., Алена Р., Таня Ч., Алеша Н.) разместили своих товарищей в красный домик, что говорит о том, что ребенок удовлетворен своим местом в группе и симпатизируют сверстникам. Но в группе есть и отверженные дети (Денис К., Сережа В.). Все дети разместили их в черный домик, и они сами основную массу сверстников отправили туда же. Это говорит о том, что они или очень закрытые, необщительные, плохо вступающие в контакт с другими детьми, либо конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. При интерпретации результатов выделилась группа детей (Алина К., Оля П., Олег Т., которых дети поселили в красный домик, а они же группу сверстников поделили пополам, причем мнения выбора совпали. Это говорит о том, что дети являются лидерами в группе.

После обобщения всех ответов детей о причинах выбора тех или иных партнеров для общения были выделены критерии, влияющие на выбор партнера. В результате анализа данных по методике «Два домика» можно сказать, что критерий внешняя привлекательность является доминирующим (88,8 %, вторым критерием для общения у детей является чувствительность к воздействиям сверстника (72,2 %, затем выделяется критерий инициативности (55,6 %) и последний – преобладающий эмоциональный тон (44,4 %) (См. Таблицу 1).

Таблица 1.

Критерии выбора партнера для общения по методике «Два домика»

Ф. И. ребенка Критерии выбора партнера

инициативность чувствительность к воздействиям сверстника внешняя привлекательность сверстника преобладающий эмоциональный тон

контрольная группа

Алина К. + + + +

Марина К. + +

Олег Т. + + + +

Олеся М. + +

Тарас Х. + + +

Женя М. + +

Денис М. + + +

Таня Ч. + + +

Денис К. + +

экспериментальная группа

Оля П. + + + +

Алеша Н. + +

Илья М. + +

Алена Р. + + +

Сережа З. + + +

Рома З. + +

Маша У. + +

Саша Н. + +

Сережа В. + +

Значимость критериев 55,6% 72,2% 88,8% 44,4%

Результаты социометрического исследования (игра «Секрет») представлены в приложении 2.

Социометрический эксперимент обнаружил довольно пеструю картину в сфере избирательных отношений между детьми. В результате эксперимента дети разделились на 4 группы:

1 группа – «звезды», получившие наибольшее количество выборов в группе;

2 группа – «предпочитаемые», набравшие значительное количество выборов;

3 группа – «принятые», получившие лишь отдельные выборы;

4 группа – «непринятые», не получившие выборов.

Наибольшее количество выборов получили так называемые «звезды» - 2 человека (11,1%). В состав «звезд» вошли дети активно общающиеся, ни одного ребенка из числа малообщительных или конфликтных в этой группе не оказалось.

Вторую группу «предпочитаемых» образовали 12 детей (66,6%, среди которых 6 детей, отнесенных нами в группу малообщительных (33,3%, но к этим детям сверстники относятся доброжелательно.

Третью группу «принятых» образовали 3 ребенка (16,7%).

Четвертую группу «непринятых» образовал 1 ребенок (5,6%) – конфликтный, не принимаемый детьми в игры Сережа В.

Социометрический статус каждого ребенка показан в таблице 2.

Таблица 2.

Социометрический статус каждого члена группы на констатирующем этапе эксперимента

ФИ ребенка Сумма выборов Сумма взаимных выборов Индекс социометрического статуса Социометрический статус

контрольная группа

Алина К. 8 6 0,47 высокий

Марина К. 3 2 0,17 средний

Олег Т. 8 5 0,47 высокий

Олеся М. 4 0 0,23 средний

Тарас Х. 5 1 0,29 средний

Женя М. 3 1 0,17 средний

Денис М. 4 2 0,23 средний

Таня Ч. 5 3 0,29 средний

Денис К. 1 0 0,05 низкий

экспериментальная группа

Оля П. 6 5 0,35 средний

Алеша Н. 5 2 0,29 средний

Илья М. 6 2 0,35 средний

Алена Р. 4 2 0,23 средний

Сережа З. 4 1 0,23 средний

Рома З. 4 2 0,23 средний

Маша У. 4 1 0,23 средний

Саша Н. 5 0 0,29 средний

Сережа В. 0 0 0 низкий

В данной группе на фоне общей эмоционально благоприятной ситуации наблюдается наличие некоторых микрогрупп, но в целом эти микрогруппы не изолированы от остальных детей, и общение в группе осуществляется между всеми детьми.

Вычислив социометрический статус каждого ребенка, мы получили следующие результаты: лишь у 11,1% (2 ребенка) высокий социометрический статус, у 77,8% (14 детей) - средний, у 11,1% (2 ребенка) – низкий.

Сопоставление данных социометрического эксперимента с данными методики «Два домика» показало, что уровень благополучия взаимоотношений в группе высокий. Он определяется соотношением благополучных и неблагополучных статусов.

Можно говорить о том, что большинство детей удовлетворено своими отношениями, то есть имеют взаимные выборы.

Одновременно за каждым ребенком проводилось наблюдение во время самостоятельных игр на участке, в групповой комнате. Кроме того, фиксировалось поведение детей на занятиях, в организованных воспитателем играх, других режимных мероприятиях дня. Результаты наблюдения нерегламентированного общения детей показывают, что в большинстве случаев отношения симпатии, предпочтения совпадают с деловыми отношениями. Это подтверждается и тем, что ребенок делает подарок сверстнику, с которым чаще всего играет.

В качестве критериев выбора партнера для общения большинство детей старшего дошкольного возраста в первую очередь выделяют качества, обеспечивающие успешность игровой деятельности, а также большое внимание уделяют навыкам и умениям в изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности и нравственным качества детей. Эти мотивировки чрезвычайно разнообразны. Дети подчеркивают умение сверстника дружно играть, доброту. Это говорит о том, что начинают срабатывать навыки коллективного взаимодействия, другими словами, навыки сотрудничества.

Проанализировав полученные экспериментальные данные и данные наблюдений за детьми, мы определили типы взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Отрицательный тип взаимоотношений – дети ведут себя в процессе совместной деятельности конфликтно, не умеют сдерживать свои эмоции, но стремятся играть в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей; осознают свои успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности. К этому типу можно отнести 4 ребенка (22,2%) : 2 ребенка (11,1%) – контрольная группа, 2 ребенка (11,1%) – экспериментальная группа.

Положительный тип взаимоотношений – дети, которые ставят на первое место интерес к совместной деятельности, применяют знание норм поведения и используют при этом положительные формы в общении со сверстниками; при спорной ситуации идут на уступки, умеют договариваться, проявляют друг к другу доброжелательность и отзывчивость; осознают свои успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности. К этому типу отнесли 10 детей (55,6 %) : 6 детей (33,4%) – контрольная группа, 4 ребенка (22,2%) – экспериментальная группа.

Нейтральный тип взаимоотношений – у детей слабо выражен интерес к совместной деятельности, ссорятся со сверстниками, не умеют играть дружно, не желают уступать, не желают объединяться для общего дела, не осознают свои успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности. К этому типу относятся 4 ребенка (22,2%) : 2 ребенка (11,1%) – контрольная группа, 2 ребенка (11,1%) – экспериментальная группа.

Итак, можно констатировать, что в старшем дошкольном возрасте интерес к совместной деятельности влияет на предпочтения старших дошкольников в сфере межличностных отношений.

Публикации по теме:

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика сформированности навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2022 в 19:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД