Светлана Демонова
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательные действия. Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей» размещена в разделах
Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста» Данные игры проводятся с целью обогащения ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Дидактическая игра «Спрячь мышку» (для детей 3 - 4 года) Цель: развивать умение сравнивать по форме, цвету и размеру прорези и вкладышей. Игровая задача: подбери крышку к окошку домика мышки. Правило игры: подобрать крышки к окошкам домиков мышек по форме и по цвету. Результат: все окошки у домиков мышек закрыты соответствующими по цвету крышками.
«Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра «Кто подберет больше слов?» (для детей 5 – 7 лет) Дидактическая задача : Развивать анализ и синтез, активизировать словарный запас. Игровая задача: назвать как можно больше слов к вопросам. Правила игры: подобрать как можно больше слов к одной группы. Результат: побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста» Цель представленных дидактических игр заключается в том, что в процессе игр формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные действия, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Дидактическая игра эффективное средство для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире. Действия в дидактической игре по ознакомлению с природой различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать такие познавательные действия как умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, и заканчивая сложными логическими умозаключениями.
Дидактическая игра «Домик для листочков» (игра для детей 5-7 лет) Дидактическая задача : развивать умение анализировать и синтезировать названия деревьев по существенным признакам. Игровая задача: правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам. Правило игры: определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику по описанию. Количество играющих 5-6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2-3 человека. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно и аккуратно выполнили задание. Результат: нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.
Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»
Игры по формированию элементарных математических представлений направленные на развитие познавательных действий, когда дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм через такие действия как умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, толщины, систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке, по величине, анализировать величину предметов сравнивать, обобщать, классифицировать. Играя в дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей появляется живой естественный интерес, который способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познавательных действий. Дидактическая игра «Жучки на листиках» (игра для детей 4-5 лет) Дидактическая задача : формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств. Игровая задача: найти жучку свой домик по количеству листиков. Правило игры: найти жучку свой домик, посчитав количество листиков. Результат: жучки нашли свои домики. Данные дидактические игры могут применяться как в образовательной деятельности для развития познавательных действий у детей, так и в самостоятельной деятельности.