Татьяна Голубева
Логопедическое занятие «Сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, или Почему лисы в норах живут»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая сказка для ознакомления детей с относительными прилагательными «Заюшкина избушка» на новый лад, или «Почему лисы в норах живут»
Интеграция образовательных областей:
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Тип занятия: фронтально - подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка; 2 период обучения
Публикация «Логопедическое занятие „Сказка „Заюшкина избушка“ на новый лад, или Почему лисы в норах живут“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Возраст и контингент обучающихся: старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Задачи:
• знакомить детей с различными материалами;
• активизировать в словаре детей относительные прилагательные по теме «Дом и его части»;
• совершенствовать навыки словообразования и согласования;
• развивать диалогическую речь.
Оборудование: коврограф, предметные картинки на липучках: персонажи - лиса, заяц, поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф, ласточка, строитель, мышонок; дома – соломенный, деревянный, высотный, избушки ледяная и лубяная; материалы - кирпичи, блоки, панели, бревна, гранит, мрамор; гнездо ласточки, норка мышонка; аудиозапись песенки поросят.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Описание: рассказ логопедом сказки «Заюшкина избушка» на новый лад с одновременным выставлением предметных картинок на коврографе; побуждение детей к ответам на вопросы.
«Заюшкина избушка» на новый лад, или «Почему лисы в норах живут»
Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка изо льда, а у зайца из коры дерева – луба. (Какая избушка у лисы? – ледяная. А у зайца? – лубяная)
Пришла весна. У лисы избушка растаяла. А заяц к себе ее не пускает, помнит, как в прошлый раз лиса его из дома выгнала.
Сидит лиса и плачет.
Бегут мимо поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф.
• Из какой сказки герои? (С. Михалков «Три поросенка»)
Увидали лису и спрашивают: …
• Что спрашивают поросята у лисы? (О чем, лисонька, плачешь)
– О чем, лисонька, плачешь? – спрашивают поросята.
А лиса отвечает:
– Как же мне не плакать! Была у меня избушка (какая?) ледяная. Пришла весна, избушка растаяла, и мне теперь жить негде!
– Не печалься, лиса, построй лучше себе дом такой же, как у меня – из соломы! – сказал Ниф-Ниф.
• Какой дом у Ниф-Нифа? (соломенный)
– Нет, - говорит Нуф-Нуф, - лучше сделай дом как у меня, из прутьев и веток.
• Ветки и прутья – это части чего? (дерева) Если дом сделан из дерева, то какой он? (деревянный)
Задумалась лиса, а Ниф-Ниф с Нуф-Нуфом запели свою песенку:
У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом,
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!
Хоть полсвета обойдешь,
Обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Не найдешь, не найдешь!
А лиса говорит:
– Неправда! Ваши дома непрочные! Мне волк рассказывал, как он дунул на ваши домишки, они и рассыпались!
– Ну, как хочешь! – сказали поросята и побежали дальше.
Сидит лиса, плачет.
Летит мимо ласточка.
• Из какой сказки прилетела ласточка? (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»)
Услышала ласточка, как лиса плачет, покружилась над ней и спрашивает: …
• Что спрашивает ласточка у лисы? (О чем, лисонька, плачешь)
– О чем, лисонька, плачешь? – спрашивает ласточка. А лиса отвечает: …
• Что ответила лиса ласточке?)
– Как же мне не плакать! Была у меня избушка ледяная. Пришла весна, избушка растаяла, и мне теперь жить негде! – говорит лиса.
– Не плачь, лисонька! Слепи лучше себе дом, как у меня – из глины. Мой домик очень прочный!
• Если дом сделан из глины, то какой он? (глиняный)
Отвечает лиса:
– Ты такая маленькая, а я вон какая большая! Да где же я столько глины найду!
– Ну, как хочешь! – сказала ласточка и полетела дальше.
Сидит лиса, плачет.
Идет мимо человек, который дома строит.
• Какая профессия у человека? (строитель)
Увидел строитель лису и спрашивает:
– О чем, лисонька, плачешь?
А лиса отвечает: … (что)
- Как же мне не плакать! Была у меня избушка ледяная. Пришла весна, избушка растаяла, и мне теперь жить негде!
- Не плачь, лиса, помогу я тебе, построю новый дом. Только выбери, из какого материала дом строить (дети образуют относительные прилагательные; при затруднениях логопед помогает): из камня – … каменный, из кирпича – … кирпичный, из бревен – … бревенчатый, из панелей – … панельный, из блоков – … блочный, из мрамора – … мраморный, из гранита – … гранитный, из гипса – … гипсовый, из бетона - … бетонный, из железа и бетона – … железобетонный.
Задумалась лиса: «Из какого же стройматериала дом заказывать?»
В это время выглянул из норки мышонок. Услышал он, о чем лиса со строителем советовалась, и говорит:
- Лиса, а ты себе лучше норку вырой, как у меня. У меня в норке и спаленка, и кладовочка, и отнорочек есть!
Подумала, подумала лиса и согласилась.
С тех пор все лисы в норах живут!
Итог:
Игра с мячом (повторение прилагательных из сказки)