Елена Проскурня
Дидактические и развивающие игры, наглядно-демонстрационные пособия по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках познавательного развития.
Публикация «Дидактические и развивающие игры, наглядно-демонстрационные пособия по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. Универсальный способ воспитания и обучения малыша - это игра. Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение.
Сегодня воспитание детей в дошкольной организации основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и в игровой самостоятельной и совместной деятельности взрослого и детей. Настольно-печатные, как правило, - в свободное от занятий время.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д., игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д., органичное сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей и обучающей роли взрослого и высокой познавательной активности детей.
Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения. В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом.
Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно-практический - действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей.
Задача современного педагога - выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты».
Игры В. В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника.
Технология «Сказочные лабиринты».
Задачи:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к объектам и явлениям окружающей действительности;
- развитие воображения, креативного мышления;
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
-формирование базисных представлений, речевых умений;
-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально - творческому развитию детей в игре.
Развивающие игры Воскобовича - включают в себя 5 блоков:
1. Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).
2. Интеллектуальное развитие (на основе наглядно - действенного мышления).
3. Творческое (воображение, творчество).
4. Математическое развитие (количество, счет, пространственные отношения, форма, размер).
5. Обучение чтению, развитие речи.
Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования - сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у детей общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Практическое взаимодействие с предметами играет ведущую роль в интеллектуальной жизни дошкольника. Предметно - развивающее пространство - важный компонент в развитии ребенка. Любая предметно - пространственная среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы.
Поэтому в своей работе используем «Игры Воскобовича». Изучив методическую литературу, пришли к выводу, что игры технологии также раскрывают каждую из областей. Если сделать сравнительный анализ задач, которые ставит каждая область развития ребенка, можно убедиться, что задачи во многом совпадают.
Используя технологию В. В. Воскобовича, мы поняли важность развивающих игр в работе с детьми и осознали справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».
Используемая литература:
1. Т. В. Белова, А. В. Строгонова, «Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации. Сб., 2017
2. В. В. Воскобович «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», Сб., 2018г.
3. В. В. Воскобович Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры» / Т. Г. Харько, В. В. Воскобович //- СПб., 2014