галина смольянинова
Дидактические игры для старших дошкольников на тему «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для старших дошкольников на тему «Космос»
«Найди лишнее, или Исключение понятий»
Цели:
- развитие логического мышления (анализ и синтез);
- развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку; развитие памяти.
Публикация «Дидактические игры для старших дошкольников на тему „Космос“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры : Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок. Перед детьми ставится задача - найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему. Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей - найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.
Для темы «Покорение космоса» предлагаем такую мотивацию. Воспитатель: «Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ».
Предлагаемые наборы слов:
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
6. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
7. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
8. Дом, печь, дым, хлев, будка.
9. Береза, сосна, дуб, осина, клен.
10. Василек, роза, ромашка, лютик, ландыш.
11. Яхта, колесо, машина, автобус, самолет.
12. Лук, морковь, яблоко, огурец, помидор.
13. Секунда, минута, вечер, час, неделя.
14. Самолет, пароход, поезд, техника, автомобиль.
15. Карандаш, ручка, фломастер, кисть, чернила.
16. Слон, жираф, носорог, пингвин, бегемот.
17. Книга, тетрадь, карандаш, блокнот, альбом.
18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
19. Роза, гвоздика, пион, василек, георгин.
20. Дерево, пластмасса, стекло, стол, сталь.
Наборы слов можно составить самостоятельно. В начале обучения детей игре, набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.
(Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М. : Владос, 1996)
Игра «Укрась слово»
Цель: развитие образного мышления, воображения.
Ход игры : Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.
(Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996)
«Дверная скважина»
Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.
Ход игры : Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке».
Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.
Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу! М. : Глобус, 1995
«Звук потерялся»
Цель: развитие внимания, развитие фонематического слуха.
Ход игры : Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом.
(Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991)
«Разведчики»
Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей. Ход игры : Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».
В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел. После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.
(Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992
«Что изменилось?»
Цели: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.
Ход игры : Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу. Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.
Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992