Шевченко Олеся
Дидактические игры в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин: игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения.
Публикация «Дидактические игры в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Л. С. Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
Существуют различные трудности адаптации при поступлении в школу ребенка с нарушением интеллекта (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.
Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
- овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;
- развитию лексико– грамматических средств речи в рамках определенных тем;
- развитию сенсорных представлений;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
- коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности.
Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи, при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.
В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.
При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:
- При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами;
- Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес;
- Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях;
- Игра должна опираться на программный материал;
- Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями.
Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.
Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.
Подготовительный этап
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
1. Формирование точных движений органов артикуляции: а) с помощью логопедического массажа; б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики: а) с помощью пальчиковой гимнастики; б) с помощью массажа рук; в) с помощью самомассажа пальцев рук; г) с помощью предметно-практической деятельности.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.
Как мы можем увидеть, на подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ход игры : логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.
Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.
К подобным играм стоит отнести также всевозможные «Сказки про Язычок», которые являясь по сути словесной инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму, могут нести так же функцию тематического сопровождения занятий. Например: «Сказка о том, как Язычок в лес ходил» (изучение леса и его обитателей, «Как Язычок с горки катался» (тема «Зима») и т. п.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
Содержание: 1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции. 2) Создание артикуляционной базы данного звука. 3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков. 4) Отработка произнесения изолированного звука.
2. Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
3. Дифференциация звука.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.
Учителям-логопедам и родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить интерес ребенка к занятиям и желание достигнуть поставленной цели. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы. Поэтому большое внимание необходимо уделять играм, направленным на коррекцию звукопроизношения, т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Таким образом, одна из основных задач логопедических игр — стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Игры на определенный звук нормализуют произношение. Чёткие и определенные правила в дидактических играх приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов; способствуют воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, формируют умения взаимодействовать с другими детьми. Дидактические игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т. п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).
1. Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков ( формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
2. Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:
– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т. д.);
– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т. д.);
– фонематические представления.
3. Прием связи звука и буквы.
Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т. к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. И с решением этой проблемы хорошо справляются дидактические игры.
Речевые игры могут быть направлены на:
- развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
- развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами;
- произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
- развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»;
- развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром.
На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:
1. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, компьютерным, дидактическим);
2. Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала;
3. При изготовлении игр отдавать предпочтение тем, которые позволяют решать разнообразные задачи;
4. Использовать информационно-компьютерные технологии как средство игровой деятельности детей;
5. Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитания таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность;
6. Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.
Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей как субъектов логопедической работы.
Дидактические игры :
Игры на развитие фонематического восприятия, фонематического, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза
1. «Составь слово» (1 вариант)
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие умения определять первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : ребенок выделяет первый звук в названии картинок, из выделенных звуков составляется новой слово.
2. «Составь слово» (2 вариант)
Цель: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, умения определять последовательность звуков в слове.
Оборудование: карточки с картинками, внизу у каждой картинки написан номер выделяемого из слова звука.
Ход игры : ребенок дожжен из названия картинки выделить заданный звук и из них составить новое слово.
3. «Поезд»
Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения определять место звука в слове.
Оборудование: поезд с тремя вагонами, предметные картинки.
Ход игры : ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону (начало слова, ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.
4. «Цветы и бабочки»
Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух твердые и мягкие согласные.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы, картонные фигурки бабочек.
Ход игры : на полу разложены синие и зеленые цветы. У детей в руках картонные бабочки. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: мяч, молоток, машина, мишка, мороженое, муха, мел.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку и сажают на него бабочку. Услышав слово с мягким звуком, дети сажают бабочку на зеленый цветок.
5. «Рассели животных в домики»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове, обогащение словарного запаса детей по теме «Животные».
Оборудование: домики из картона одно, двух и трехэтажные, предметные картинки с изображением животных.
Ход игры : логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить животного в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.
6. «Надуй шарик»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза, умения определять пропущенный слог.
Оборудование: шарики из цветного картона, на которых напечатаны слова с пропущенным слогом.
Ход игры : ребенок берет шарик и определяет, какой слог пропущен, затем называет получившееся слово
7. «Третий лишний»
Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять наличие заданного звука в слове.
Оборудование: предметные картинки
Ход игры : логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.
8. «Семицветик»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Оборудование: вырезанные из картона цветы с написанными на них цифрами «2» и «3», лепестки с написанными на них названиями цветов, состоящими из двух и трех слогов.
Ход игры : ребенок раскладывает лепестки на цветок с цифрой «2», если в названии цветка два слога, и на семицветик с цифрой «3», если в названии цветка 3 слога.