Получи документы

Дидактические игры в воспитании детей

Людмила Зарубина
Дидактические игры в воспитании детей

Игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Публикация «Дидактические игры в воспитании детей» размещена в разделах

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребёнка. Предлагаю варианты игр, направленных на умственное развитие ребёнка при подготовке его к школе.

Игра, развивающая память

«Рисуем по памяти узоры»

Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребёнка две минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

Игры, развивающие логическое мышление

«Зоологическое лото»

Кто живёт в воде, в земле, в пустыне, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.

«Что кому нужно?»

Каждый ребёнок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.

«Когда это бывает?»

Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т. д.).

«Что лишнее?»

Ребёнку даётся ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

1. Что лишнее?

2. Почему? Назови отличительный признак.

Игры, развивающие речь

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1:

Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол и т. д.

Ведущий: рыба

Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т. д.

(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т. д.)

«Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Для игры необходимы фишки.

Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый.

Вперёд – назад; высоко - низко; узкий – широкий; вверх – вниз; вправо – влево.

День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.

Игра, развивающая внимание

«Съедобное - несъедобное»

Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребёнку, что вы будете показывать картинку по очереди, а они – хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.

Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.

Дорогие родители, некоторые из этих игр не требуют траты времени и особых условий. В эти игры можно играть с ребёнком по дороге в детский сад, сидя дома на диванчике в минуты отдыха. Уделяйте побольше внимания своим деткам, любите их, и они ответят Вам тем же.

Публикации по теме:

Опыт работы «Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» «Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить,.

Дидактические игры для детей 3–4 лет 1. Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры.

Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы. 1.«Накроем стол к чаю» Цель : Активизация словаря. Задачи: 1. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить.

Дидактические игры с песком для детей с ЗПР Дидактические игры с песком для детей с ЗПР Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Что же.

Дидактические игры «Насекомые» для детей от 4 до 5 летДидактические игры «Насекомые» для детей от 4 до 5 лет Предлагаю вашему вниманию дидактические игры – серия: «Насекомые» для детей от 4 до 5 лет. Из обычных наклеек, которые нравятся детям и.

Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых»Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых» В нашем детском саду прошел смотр самодельных дидактических игр и игр развивающего характера на тему "Знакомим детей с трудом взрослых".

Консультация для родителей «Народные игры в воспитании детей» Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное.

Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании Музыкально-дидактические игры – универсальный метод в музыкальном воспитании. Музыкально–дидактические игры позволяют в доступной форме.

Презентация «Развитие детей через дидактические игры» Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Дидактические игры детей". "Игра обязательно должна присутствовать в детском.

Семинар: Роль игры в воспитании личности детей дошкольного возраста.Семинар: Роль игры в воспитании личности детей дошкольного возраста. Ступень Ольга ИвановнаРоль игры в воспитании личности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в воспитании детей
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 11:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД