Папки-передвижки

Опыт работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Елена Чегодаева
Опыт работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Поэт Николай Луконин сказал: «Всё хорошее в людях из детства!» и с этим невозможно не согласиться. Ведь именно детство та благодатная почва, на которой семена дают всходы. Чем раньше мы начнём её поливать, тем быстрее они прорастут и появятся ростки.

Николаева С. Н., автор многих программ по экологии, выделяя главный смысл экологического воспитания дошкольников, говорит, что «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни»

Публикация «Опыт работы „Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Формированием начал экологической культуры я занимаюсь на протяжении многих лет. Последние два года особое внимание уделяю дидактическим играм с экологическим содержанием.

Игра, как ведущий вид деятельности для дошкольников, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Подготовку к игре я начинаю с отбора игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

устанавливаю соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;

определяю удобное время проведения дидактической игры;

выбираю место для игры;

готовлю необходимый дидактический материал для выбранной игры;

готовлюсь к игре сама.

Когда с детьми начинаем играть, в первую очередь, знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будем использовать в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них); объясняю ход и правила игры.

После каждой игры я провожу анализ, с целью определения эффективности используемых приемов. Это помогает мне совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.

Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно- печатных игр. дидактические игрушки, разнообразный природный материал, различные лото, разрезные картинки.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, которые я использую в свой работе с дошкольниками :

дидактические игры с предметами «Что сначала - что потом», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;

• настольно-печатные игры «Времена года», «Кто где живет», «Выбери нужное» «Четыре картинки» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

• словесные игры «Зверь, рыба, птица, небылица», «Воздух, вода земля», «Кто больше?», «Плавает, не плавает», «Я знаю» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

В моей группе есть игровой комплекс «Волшебный экран», в который включено очень много игр экологической направленности. Игровой комплекс является современным и эффективным средством в развитии познавательной деятельности дошкольников.

Дидактические игры являются неотъемлемой частью экологических проектов. В процессе работы над проектами мною было использовано много различных игр. Проект «Я садовником родился» позволил воспитанникам более углубленно познакомиться с цветами, которые мы выращиваем на нашей клумбе. Дидактические игры «Найди по описанию», «Найди, о чем расскажу», «Что, где растет?», «Я садовником родился…», «Узнай растение».

«Четвертый лишний», «Собери букет» помогли детям закрепить знания о внешнем виде цветка, о его строении.

Работая над проектом «Мы природу уважаем, мусорить не разрешаем», дошкольники познакомились с раздельным сбором мусора и для чего это нужно. Детям очень понравилась игра «Рассортируй мусор» Ребята приняли активное участие в изготовлении атрибутов к этой игре.

Дидактическая игра может быть включена в любой вид детской деятельности с экологическим содержанием. В качестве примера можно привести проведение природоохранных акций. В нашем детском саду проходил ряд акций: «Семечко и зёрнышко про запас» по сбору семян цветов, плодов, ягод, зерна для подкормки птиц зимой, «Сохраним мордовские леса» - дети собирали макулатуру. В ходе акций были проведены игры – «Птичья столовая», игра-эксперимент «Как сделать бумагу из макулатуры».

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В результате проделанной работы, дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.

Считаю, что результаты и материалы настоящего опыта можно применять в работе с детьми и использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М. : Просвещение. 1997.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.

Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Чья тень?» Цель: формировать умение находить силуэты овощей;.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста Игра «Кто поможет малышу?» Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Правила игры: Ведущий выбирает картинку.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 20:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД