Папки-передвижки

Дидактические материалы для детского сада: значение, цели применения

Анна Филатова
Дидактические материалы для детского сада: значение, цели применения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №368 СП

города Челябинска

Дидактические материалы для детского сада

Выполнила: воспитатель Филатова А. С.

Значение дидактического материала в детском саду

Публикация «Дидактические материалы для детского сада: значение, цели применения» размещена в разделах

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т. д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мативационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;

формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

создание положительного эмоционального настроя;

развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

развитие речевых навыков;

обучение счёту, грамоте.

Основные виды дидактического материала в ДОУ.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

1. Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).

2. Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:

предметные и сюжетные картинки,

разнообразные карточки,

портреты,

аппликации,

фото,

фильмы и др.

Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

Список литературы и использованных источников

. 1. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М. : Карапуз, 2010.

2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л. И. Федорова. - М. : Форум, 2009.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - / А. К. Бондаренко – М., 2005, 133с.

4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. :Просвещение,2008.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. - Изд. 2-е, - М. : Просвещение, 1972.

.

Публикации по теме:

Дидактические игры и их значение в жизни детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Чайка» «Дидактические игры и их значение в жизни.

Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ» Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ «Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование.

Дидактические игры для детей младшей группы детского сада 1. «Волшебные веревочки» Цель: Учить детей шнуровать на картинке отверстия, развивать при помощи воспитателя мелкую моторику пальцев. 2.

Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!»Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Дидактические материалы. Для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Воспитание патриотических чувств.

Дидактические материалы по русскому языку по теме «Сложное предложение» Дидактические материалы по теме "Сложное предложение" ЧАСТЬ А. Расставьте знаки препинания. Книга источник знания. Книги шептали мне о другой.

Геокешинг-игра «Кто быстрее до цели»Геокешинг-игра «Кто быстрее до цели» Геокешинг – игра «Кто быстрее до цели» Цель: формировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Задачи: Стимулировать развитие.

Консультация для родителей «Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий» До середины 20 века Россия была самой читающей страной. Сейчас же данные говорят о том, что 40 % населения не читает вообще. Ведь чтение.

Сценарий праздника «Сказки детского сада» к юбилею детского сада Сценарий для праздника «Сказки детского сада «Лучик»», посвящённый юбилею детского сада. Под музыку фанфар выходит ведущий. Ведущий: —.

Сценарий праздника «День рождения детского сада» для всех возрастов детского сада «День Рождения детского сада» Ведущая:Карлсон: Чунга-Чанга: Робот: Ведущая: Здравствуйте, дети и взрослые! Сегодня мы собрались с вами,.

Традиция в группе детского сада «Мое дерево растет вместе со мной». Посадка деревьев на территории детского садаТрадиция в группе детского сада «Мое дерево растет вместе со мной». Посадка деревьев на территории детского сада С недавних пор мы - воспитатели группы "Ласточка" ГБДОУ №7 г. Санкт-Петербурга ввели в своей группе традицию под названием " Мое дерево растет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические материалы для детского сада: значение, цели применения
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 20:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД