Татьяна Анисимова
Дидактический коврик «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический коврик
Выполнила: учитель-логопед Анисимова Т. П.
МАДОУ МО г. Нягань Детский сад «11 «Елочка»
Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения учебного материала, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с недостатками в развитии речи или задержкой психического развития.
Публикация «Дидактический коврик „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2019
Данное пособие преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
Аннотация:
Дидактическое пособие «Звук и буква Ш]» представляет собой коврик (ковролин) на котором имеются различные кармашки, карточки, в которых систематизирован материал для изучения и закрепления знаний по теме.
Цель:
-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука Ш с использованием дидактического пособия.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука Ш, используя тематические карточки;
-Научить правильно проговаривать звук Ш изолированно, в слогах, словах;
-Определять место (позицию) звука Ш в словах;
-Автоматизировать звук Ш в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
-Автоматизировать звук Ш в чистоговорках.
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все картинки, в названии которых есть звук Ш»
-Формировать фонематические процессы
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Преимущество данного пособия:
- Многофункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Дидактическое пособие «Звук и буква Ш» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание :
1. Артикуляционная гимнастика
Данный раздел представлен в виде зеркала и карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука Ш.
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.
2. Дыхательные упражнения
Данный раздел представляет цветочек, на котором сидит бабочка, она закреплена ниточкой. Ребенок правильной воздушной струей сдувает её.
Цель:
Обучать детей правильному речевому дыханию, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания необходимой громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
3 Расскажи о звуке
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4. «Звуковые схемы. «Отгадай, где звук?».
Данный раздел представляет собой звуковые схемы с условными обозначениями позиции звука Ш в слове : карточки с позициями «звук Ш в начале слова», «звука Ш в середине слова», «звук Ш в конце слова».
Цель:
развивать у детей умение определять позицию звука Ш в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой
5. Дифференциация
Данный раздел представляет кармашки с картинками, на которых изображены предметы, в названиях которых есть звуки Ш и С. Ребенок рассматривает картинки, называет их и выбирает картинки на заданный звук
Цель:
Закрепление произношения изучаемых звуков, дифференциация смешиваемых в речи звуков. Развитие фонематического слуха.
6. «Бродилки».
Данный раздел представляет собой улитку и лабиринты с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации звука Ш в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения.
Цель:
автоматизация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи. совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
7. Карточки «Чистоговорки».
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговорки по автоматизации звука Ш. Взрослый читает стихотворную форму, показывая картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.
Цель:
автоматизировать звук Ш в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.
8. Выкладывание буквы (из скольких элементов состоит)
Цель: запоминание буквы, развитие мелкой моторики рук.
Результатом использования данного пособия является:
• Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
• Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, правильное дыхание, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
• Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Используемая литература:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
2. Комарова А. А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с. 17;
3. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
4. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки