Лучший педагог года

Дидактический материал «Палочки Кьюизенера»

Вера Ермакова
Дидактический материал «Палочки Кьюизенера»

В данном пособии предлагается ряд занятий по обучению детей дошкольного возраста математике на материале комплекта цветных палочек (полосок) Кюизенера.

Игры и упражнения представлены в порядке усложнения. Они помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы, помогут освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические и логические задачи.

Публикация «Дидактический материал „Палочки Кьюизенера“» размещена в разделах

Пособие предназначено для педагогов ДОУ и начальных классов и родителей детей-дошкольников. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Задачи:Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.

Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Основные дидактические задачи

Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации)

Сенсорное восприятие цвета и  размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.

Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т. п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т. п.

Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< Строительство лесенок (определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т. п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т. п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».

Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.

«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»

«Как зверята играли в числа».

Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел

Использование палочек, как мерки. Речевые умения. Измерение различных  предметов, обсуждение результатов.

«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.

Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т. п.

Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание  вопросов друг другу. Создание своих  сюжетов.

Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок.

Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу.

Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т. п.

Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде?

Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. С этими палочками играть с ребенком сплошное удовольствие. Можно из них сооружать различные постройки, выкладывать буквы и рисунки, но главная задача этих палочек - всё-таки математика. Палочки очень яркие и достаточно большого размера, что для детских ручек очень удобно. Так же прилагается учебное пособие с цветными иллюстрациями. Строя лестницы, дети осваивают последовательность палочек по длине, при этом видно как числа увеличиваются последовательно и наоборот уменьшаются (получается обратный счет). А еще с помощью палочек, ребенок хорошо представляет состав числа, например: маленькая белая палочка - это один. Розовая палочка (это двойка) складывается из двух белых палочек (накладываем сверху и ребёнок видит, как получилась цифра два). По такому принципу образуем следующие числа: голубая (тройка) уже образуется двумя способами - розовая палочка плюс белая палочка или на голубую палочку положить три белые единички и т. д. Наверное, это понять тяжело, но поверьте, дети это прекрасно запоминают. Получается ребенок получает информацию зрительно, на слух и еще делает ручками. Игры с ними, у нас всегда проходят на «Ура»!

Публикации по теме:

«Дидактический коврик»«Дидактический коврик» Дети раннего возраста никогда не пройдут мимо если на пути попадётся что-то интересное. Поэтому я решила сшить вот такой коврик. Его можно.

«Дидактический пуфик»«Дидактический пуфик» Для насыщения развивающей предметно-пространственной среды в группе я решила сшить вот такой дидактический пуфик В его изготовлении мне.

Блоки Дьенеша, Палочки Х. Кюизенера Блоки Дьенеша, Палочки Х. Кюизенера. Цели: Учить детей расшифровывать и зашифровывать информацию о предметах по их знаково- символическим.

Дидактическая игра по сенсорике Волшебные палочкиДидактическая игра по сенсорике Волшебные палочки Уважаемые коллеги,предоставляю Вашему вниманию многофункциональную дидактическую игру Волшебные палочки. Дидактическая игра Волшебные палочки.

Дидактическая игра с самодельными счетными палочками «Разноцветные палочки»Дидактическая игра с самодельными счетными палочками «Разноцветные палочки» Игра с цветными палочками интересна детям в дошкольном возрасте всегда, потому что палочками можно играть различными способами, фантазировать.

Дидактическое пособие «Магнитные палочки»Дидактическое пособие «Магнитные палочки» Дидактическое пособие"МАГНИТНЫЕ ПАЛОЧКИ" (сделаны из картона, можно заламинировать, приклеить магнит) Это пособие поможет детям запомнить.

Фотоотчет «Волшебные палочки Кюизенера»Фотоотчет «Волшебные палочки Кюизенера» Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета,.

Изготовление палочки с лентой для танцев.Изготовление палочки с лентой для танцев. Изготовление палочки с лентой для танцев. Весной сделала палочки с лентами для танцев. Очень хотелось палочки, как у гимнасток, чтобы.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Волшебные палочки» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Волшебные палочки» Интеграция образовательных областей: ОО.

Логические блоки Дьенеша и палочки КюизенераЛогические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера Всем знакомо название - логические блоки Дьенеша. Как утверждается - навык мыслить системно – важнейшее условия успеха в профессиональной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактический материал «Палочки Кьюизенера»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 21:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД