Папки-передвижки

Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»

Галина Кравцова
Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»

Обслуживающий труд

5 класс

Дидактический сценарий урока «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани».

Составила Галина Васильевна Кравцова

Учитель технологии

МБОУ «СШ им. Д. И. Коротчаева» г. Нового Уренгоя

Цели:

• Освоение основных видов отделки ткани, способов определения лицевой и изнаночной сторон ткани;

Публикация «Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе „Отделка ткани, Лицевая и изнаночная стороны ткани“» размещена в разделах

• Формирование деятельностных способностей вступления в коммуникацию в процессе поиска решения поставленной задачи, анализа и сравнения данных вовремя выполнения лабораторной работы, фронтального обсуждения материала и работы с таблицами;

• Обеспечение опыта участия школьников в исследовании образцов тканей по рисунку, блеску, ворсу, кромке, чистоте отделки для определения у нее лицевой и изнаночной сторон.

Описание осваиваемого способа.

1. Для улучшения качества и свойств, придания ткани товарного вида выполняют отделку ткани.

2. В зависимости от способа отделки получают разнообразные ткани (отбеленную, гладкоокрашенную, набивную, пестротканую).

3. Готовая ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.

4. Стороны в ткани определяют по следующим признакам :

• рисунку;

• блеску;

• ворсу;

• кромке;

• чистоте отделки.

Чем владеют учащиеся к началу урока.

Учащиеся должны:

знать:

• строение ткани (основа, уток, кромка);

• что такое ткацкое переплетение;

• что такое пряжа;

уметь:

• определить нити основы и утка в ткани;

• определить кромку в ткани.

Учебные материалы:

основные:

параграф 9 «Отделка ткани» с. 74-75 учебного пособия «Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс»;

таблица «Виды тканей по способу отделки» (приложение 1);

таблица «Стороны ткани» (приложение 2);

дополнительные:

образцы суровой ткани из коллекций льняной и хлопчатобумажной тканей;

наборы лоскутов тканей для исследования на парты (различной по виду отделки);

рабочие тетради, клей ПВА, ножницы.

Характер и содержание учебной задачи, обеспечивающей создание ситуации учения/обучения.

Детям раздаются коробочки с образцами ткани (отбеленной, набивной, гладкоокрашенной, пестротканой, ткани с блеском)

Вариативный план работы с заданием.

После ознакомления с заданием учащиеся могут поступить следующим образом:

1. Сразу же приступят к выполнению задания. Правильно определят лицевую сторону у набивной ткани, а насчет отбеленной, гладкоокрашенной решат, что не имеет значения, какая сторона лицевая. А, значит, любая сторона может быть лицевой.

2. Набивную определят. А насчет остальных образцов решат, что не хватает необходимых знаний для выполнения задания.

Действия учителя:

Учитель заостряет внимание, почему же дети не могут определить лицевую сторону у всех образцов) (Потому что все ткани разные)

-А в чем же их отличие?

Варианты ответов:

• по цвету;

• по рисунку (может быть рисунок, а может и не быть);

• одна ткань блестит, а другая нет;

• одна с ворсинками, волосками, а другая нет;

- Как же вы определили лицевую сторону у ткани с рисунком? (На лицевой стороне он более четкий, яркий)

- Хватает ли у вас знаний, чтобы определить лицевую сторону у всех образцов тканей?

Констатация факта неудачи.

Действия педагога по преодолению препятствий к выполнению задания.

Под руководством учителя дети изучают процессы, основную цель отделки ткани :

• предварительная отделка (работа с образцами суровой ткани, чтобы понять, для чего нужно выполнить дальнейшую отделку ткани);

• отбеливание рассматривание образцов);

• окрашивание (работа с образцами гладкоокрашенных тканей);

• нанесение рисунка (работа с образцами набивной ткани);

• зак5лючительная отделка (придание блеска; ворс и другие свойства ткани);

Работая с таблицей «Виды ткани по способу отделки» дети приходят к выводу, что в результате отделки ткань бывает отбеленная, гладкоокрашенная, набивная, пестротканая. Особое внимание уделяется пестротканой ткани. Опираясь на полученные ранее знания о строении ткани, учитель заостряет внимание детей на том, что при получении пестротканой ткани окрашивают не ткань, а пряжу. Как правило, это ткань в клетку или полоску.

Дается несколько заданий на распознавание клетки набивной и пестротканой.

- У каких тканей вам не удалось определить лицевую сторону? (Пестротканых, отбеленных, гладкоокрашенных)

Заказ на знание как средство решения задачи.

Овладение знанием.

Работа с таблицей «Стороны ткани» (каждый пункт таблицы разбирается на конкретном образце из коробочки - дети работают с коллекцией в парах).

Решение задачи учащимися.

Дети должны положить все лоскутки из коробочки лицевой стороной наверх на парте (в парах).

Рефлексия учащимися своих представлений и способов работы с предметным материалом.

В рамках рефлексии учащиеся высказывают мнение, что перед тем, как выполнить определение лицевой и изнаночной сторон у ткани необходимо определить

• вид ткани по способу отделки;

• у набивной ткани лицевая сторона имеет четкий и более яркий рисунок;

• у отбеленной, гладкоокрашенной, пестротканой ткани лицевая сторона имеет следующие выраженные признаки : блестит, с длинным ворсом, имеет гладкую поверхность кромки, гладкую поверхность без узелков и ворсинок.

Учитель заостряет внимание на том, что любая ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.

Анализируя процесс выполнения и качество задания, учитель обращает внимание на:

• правильность определения лицевой и изнаночной сторон у всех образцов тканей;

• вклеивание образцов по нити основы;

• аккуратность выполнения работы;

• определение способа отделки ткани (особенно в тканях в клетку и в полоску).

Варианты дальнейших образовательных шагов.

С целью дальнейшего обогащения опыта определения лицевой и изнаночной сторон ткани на последующих уроках («Машинные швы», «Раскрой изделия») планируется перед работой с тканью определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Приложение 1

Виды тканей по способу отделки

Отбеленная Гладкоокрашенная Набивная Пестротканая

Получают в процессе отбеливания Получают в процессе окрашивания в один цвет Получают в процессе нанесения рисунка с помощью печатных машин Получают в процессе окрашивания пряжи в разные цвета

Приложение 2

Стороны ткани

Лицевая Изнаночная

Четкий и яркий рисунок Нечеткий и бледный рисунок

Поверхность с блеском Матовая поверхность

Поверхность с длинным ворсом Поверхность гладкая или с коротким ворсом

Гладкая поверхность кромки Шероховатая поверхность кромки

Гладкая поверхность Поверхность с узелками и ворсинками

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении урока по технологии «Обрывная аппликация» в 3 классеФотоотчёт о проведении урока по технологии «Обрывная аппликация» в 3 классе Добрый день, дорогие друзья! Рада Вас приветствовать в своём блоге. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о проведении урока технологии в.

Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.

Конспект урока технологии «Предметы искусства и коллекции в интерьере» в 7 классе Конспект урока «Предметы искусства и коллекции в интерьере» 7 класс Раздел: интерьер жилого дома. Цель урока: Изготовление шкатулки в технике.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 1 классе «Новые гнезда» Тема: Новые гнезда" Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: -Развивать пространственное мышление, логическое мышление. -Развивать усидчивость,.

Конспект урока технологии в 3 классе «Игрушки из бумаги в технике оригами» Конспект урока технологии 3 КЛАСС 1. Тема урока: Конструирование из модулей. 2. Изделие, выполняемое на уроке: ёлочка, снежинка, звездочка.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока технологии во 2 классе «Выполнение мозаики из ватных шариков» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 29.10. 2014 г. Класс: 2 «Г» Тема. Выполнение.

Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока "ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Автор публикации:
Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»
Опубликовано: 6 февраля 2020 в 22:27
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД