Анастасия Жабина
Дидактическое пособие из фетра «Игровой коврик» для дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Практическая значимость.
Дидактическое пособие «Игровой коврик» предназначено для работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста. Данное пособие помогает детям в игровой форме закреплять полученные ранее знания, развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие, зрительное внимание, ориентировку на плоскости, развивает мелкую моторику рук и тактильные ощущения, формирует и активизирует словарь ребенка; способствует развитию творчества и фантазии, детской инициативы в разных видах деятельности.
Публикация «Дидактическое пособие из фетра „Игровой коврик“ для дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2024
Дидактическое пособие направлено на развитие коммуникативных способностей дошкольников, формировать желание действовать с разнообразным дидактическим материалом,умение общаться, слушать и понимать собеседника, делиться впечатлениями, обогащать и систематизировать знания.
Использование «Игрового коврика» поможет сформировать у дошкольников такие качества, как дружелюбие, умение подчиняться поставленным правилам игры.
Данное пособие помогает сделать закрепление пройденного материала увлекательным.
В ходе работы с «Развивающим ковриком» происходит мотивация речевой деятельности, активизируется словарный запас, развиваются речевые навыки, мелкая моторика рук, улучшается память, развивается логическое мышление.
Вы спросите меня: «Что вдохновило меня на создания этого дидактического пособия?». И я Вам отвечу: Игра, сделанная своими руками, приобретает большую ценность для ребёнка, чем купленная в магазине. Я считаю что, своими руками можно сделать очень интересные развивающие коврики с самым различным содержанием, ориентируясь на различные предпочтения и интересы детей, образовательные задачи, имеющиеся ресурсы.
Коврик представляет из себя большое полотно (макет - 80*80 см, охватывает 1 стол, разделено на зоны :поля, озеро, холм, лес, дом, огород, к коврику прилагаются предметы -деревья по временам года лето и осень, огород, овощи, фрукты, грибы, ягоды, мост, дом, лодка, холм, люди, листья. Все эти предметы необходимы для использования пособия как в лексических темах на подгрупповых занятиях так и для индивидуальных занятий.
Также коврик можно использовать в период адаптации к детскому саду.
В зоне сад, воспитанники могут проследить изменения, которые происходят с деревьями на протяжения всего года – голые ветки зимой, распускание листвы весной и увядания их осенью, к деревьям прилагаются детали в виде пуговиц с изображением яблок, цветов, которые эмитируют появляющиеся плоды летом.
В зоне огорода, дети могут реализовывать игру «Сбор урожая» на огороде (овощи - изготовленные из фетра морковка, капуста, картошка). В зоне леса, воспитанники могут найти разные деревья, кустарники, грибы, ягоды.
Подразумевается, что дети сидят за столом, и каждый ребенок может самостоятельно выбрать зону где будет играть, потом воспитанники меняются местами. В процессе игры педагог может использовать метод наблюдения, составлять вместе с детьми рассказ.
Вариации дидактических игр с использованием данного пособия разнообразны.
Цель:
• повысить мотивацию к учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
•уточнение, расширение, пополнение словарного запаса;
•закрепление, повторение пройденных лексических тем;
•развивать зрительную память, мышление, воображение;
•учить находить знакомый звук в названии предмета, определять позицию звука в слове;
•автоматизация, дифференциация поставленных звуков в разных позициях, закрепление правильного произношения имеющихся звуков;
•совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова;
•сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
• развивать мелкую моторику рук;
•совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
При работе с пособием «Игровой коврик» были использованы методы:
Наглядные:
• наблюдение;
• рассматривание натуральных предметов, картин, игрушек.
Словесные ( устное изложение знаний:
• составления рассказа, пересказа;
• словесные упражнения;
• речевые образцы;
• рассказывание с опорой на наглядный материал.
Практические:
• дидактические игры;
• игровые упражнения;
• игры занятия;
• инсценировки рассказа.
Ожидаемые результаты:
• Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
• Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
• Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
Виды упражнений, игр с пособием.
Дидактическая игра «Осенний ветерок».
Задачи: 1. Научить правильно дышать.
2. Научить детей вдыхать через нос.
3. Упражнять детей в полноценном выдохе, через рот.
4. Добиваться активной вентиляции легких детей.
5. Научить детей вдыхать и выдыхать в разном темпе (быстром и медленном).
6. Укреплять физиологическое дыхание у детей.
Для выполнения этого упражнения нужны листья из бумаги.
1 вариант.
И. п. : ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
(Художественный материал – логопед проговаривает с детьми)
Осенние листочки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
2-вариант.
Дети берут в ладошки листья. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе дуют на лист, которые падают на коврик, получается имитация листопада.
Автоматизации поставленных звуков.
Логопед показывает детям коврик. Говорит: Пошел зайчик погулять, и встретил (дети проговаривают слова которые видят ни карточка разложенных по тропинке) робот, ракета, рама.
• «Самый внимательный». Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия и внимания. ;
• Беседа, составление рассказа по составленной композиции. (Развитие диалогической речи.);
• «Посмотри и назови».(Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.);
• Подбор слов со звуками и определение места этих звуков в словах. (Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа слов.);
• «Трети лишний» (Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.);
• «Прохлопай слова». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.);
• Упражнение с дыхательным тренажером. (Развитие силы и длительности выдоха.).
Дидактическая игра «Составление сказок, обыгрывание различных сюжетов».
Задача: упражнять детей в восстановлении последовательности сказки «Теремок», побуждать называть героев сказки, договаривать за взрослым слова сказки; отрабатывать орудийные действия (пристегивание на пуговицы, шнурование).
Ход игры:
1 вариант. Взрослый дает краткое описание сказочного героя (не показывая его) и предлагает детям отгадать, кто это. После правильного ответа показывает изображение и предлагает прикрепить на коврик.
2 вариант. Взрослый показывает детям сказочных героев и предлагает рассказать сказку.
Дидактическая игра «Времена года «Приметы Осени (лета)».
Задача: упражнять детей в определении и назывании характерных признаков времени года.
Ход игры: Коврик используется в качестве календаря природы. На прогулке взрослый отмечает характерные признаки времени года, например: или: «Холодно, солнце закрыла тучка, падают листья». После прогулки логопед предлагает детям отразить увиденное на коврике. Побуждает к проговариванию характерных признаков времени года.
Дидактическая игра «Что где?».
Задача: упражнять в пространственных ориентировках; упражнять в проговаривании пространственных предлогов (над, в, на).
Ход игры:
1 вариант. Логопед прикрепляет на коврик сказочного персонажа (Машу, предлагает детям выбрать картинки и прикрепить их над Машей. Побуждает к проговариванию: «Птичка летит над Машей», «Облачко над Машей» и т.
2 вариант. Логопед показывает детям коврик. Говорит: «Пошел зайчик погулять, полюбоваться красивыми цветами на полянке. Приходит, а все цветы лисичка сорвала и унесла. Не печалься, зайчик, у детей много цветов, ягод, грибов, сейчас они их посадят на полянку!» Воспитатель предлагает выбрать детям понравившиеся картинки с изображением цветов, грибов, ягод и прикрепить на полянку. Побуждает к проговариванию: «Посажу цветок на полянку» и т. п.
3 вариант. Логопед показывает детям бабочек и улиток. Говорит: «Сегодня ко мне прибежали бабочки, улитки, пчелки и пожаловались, что у них нет домика. Не печальтесь, бабочки, улитки, у нас на полянке есть теремок, в нем можно жить! Дети, помогите им войти в домик». Логопед предлагает детям выбрать понравившиеся картинки, открыть дверцы домика и «поселить» их. Побуждает к проговариванию: «Бабочка живет в теремке» и т. п.
4 вариант. Логопед показывает детям коврик. Говорит: «Пошел зайчик в сад, насобирать яблоки и груши на обед. Приходит, а медведь все яблоки и груши съел. Не печалься, зайчик, у нас в мешочке много груш и яблок, сейчас дети их повесят на деревья!» Логопед предлагает выбрать детям понравившиеся пуговки с изображением груш и яблок и прикрепить их на деревья. Побуждает к проговариванию: «Я повешу яблоко на дерево» и т. п.
Дидактическая игра"Какой? Какая? Какое?".
Цель: закреплять у детей образования относительных прилагательных и согласования их с существительными.
Ход игры:
В центре -. Детям предлагается найти предметы на коврике, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (сок – какой? Сок яблочный, томатный, апельсиновый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
Дидактическая игра «Расскажи что-нибудь?».
Цель. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа.
Оборудование. На коврике расположены дети, грибы, осенний лес.
Ход игры. Логопед показывает коврик с изображением детей, грибов, осеннего леса, а дети должны составить описательный рассказ о них что-нибудь. Например, ребенок рассказывает «Дети пошли в осенний лес за грибами».
Чем длиннее ребенок может рассказать рассказ, тем громче ему аплодируют слушатели.
Результативность пособия.
Мною был сделан вывод, что: «Игровой коврик», это помощник педагога который привлекает внимание детей и помогает им влиться в образовательный процесс. Во время игры развивается мелкая моторика, улучшается координация действий рук, повышается активность детей. Развиваются восприятие, внимание, мышление, память. Родители заметили, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевое развитие.
Дети могут долгое время проводить в увлекательном познании нового, с материалами коврика образовательная детальность проходит легко и непринужденно.
Поэтому мною было принято решение не останавливаться на достигнутых результатах и продолжать создавать новые игры и зоны в игровом коврике.