Татьяна Хадыка
Дидактическое пособие по познавательному развитию «Дерево «Времена года» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При ознакомлении с окружающим миром едва ли не самым значимым является знакомство с основными признаками и особенностями времен года.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что зачем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, находить особенности и отличительные черты сезонов.
Публикация «Дидактическое пособие по познавательному развитию „Дерево „Времена года“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2023
И это знакомство с образовательным материалом должно идти согласно возрастным особенностям детей, постепенно усложняясь. А именно: в младшем дошкольном возрасте у детей происходит накопление знаний и конкретных представлений об отдельных объектах природы, дети узнают об отличительных признаках зимы, весны, осени и лета.
В среднем дошкольном возрасте дети уже могут выделить некоторые признаки сезона (прилет птиц, опадание листьев, созревание урожая, а также знают, какие явления характерны для каждого времени года.
В этом же возрасте воспитанники уже могут устанавливать простейшие связи, например, между трудом людей и временем года.
В старшей и подготовительной группах дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей, а также объяснять некоторые причинно-следственные связи
Для того, чтобы правильно и наглядно построить работу по ознакомлению детей с сезонами, педагоги часто используют в своей работе пособие - дерево «Времена года!»
Дерево «Времена года» может быть использовано во всех образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ценным является то, что пособие можно использовать в качестве образовательной и игровой мотивации.
Методические приемы работы с дидактическим пособием могут быть различными: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры : «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Какое время года?», «Что лишнее?» и т. д.
Недооценить пользу данного пособия нельзя. Изучив представленные на сайте образцы, найдя что - то интересное и полезное, придумав свое чудо-дерево, мною было принято решение сделать такое пособие для детей нашей группы. Главным условием является схема расположения времен года на дереве : осень – зима – весна – лето. Тем более, зима идет к концу и на носу итоговое занятие по познавательному развитию на тему : «Зима!»
Очень важно то, что подобные пособия помогают решать цели и задачи, которые стоят перед педагогами дошкольного образования.
Итак, пособие - "Дерево Времена года"
Цель; Формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.
Задачи:
- наблюдение за сезонными изменениями и жизнью растений и животных, трудом людей в разное время года.
- обогащение словарного запаса ребенка,
- активизация мыслительных процессов,
- развитие творческого потенциала в игровой деятельности,
- воспитание любви и заботливого отношения к природе.
Очень хотелось, чтобы пособие получилось яркое, красочное, приятное для визуального восприятия, а также функциональное, и с дальнейшей перспективой на его дополнение и усовершенствование. И вот что получилось в конечном итоге.
Осень.
На макете можно увидеть: пожелтела листва, поспели плоды, опали листья, животные делают запасы, собран урожай. Со временем можно внести дополнения: отлет птиц, дождь, кукла Осень, осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, календарь погоды.
Зима.
На макете: выпал снег, птицы на кормушке, белка сменила шубку, кукла Зима. В дальнейшем можно внести дополнения: медведь в берлоге, следы животных на снегу, новогодняя елка, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, календарь погоды.
Весна.
На дереве : почки и цветы на ветках, скворечник, яйца в гнезде, ручьи, первоцветы. В перспективе: кукла Весна, животные с детенышами, насекомые, календарь погоды, весенние месяцы: март, апрель, май.
Лето.
На макете: плоды, насекомые, гнездо с птенцами, ягоды и цветы. В будущем: кукла Лето, солнце и радуга, улей с пчелами, календарь погоды, месяцы: июнь, июль, август.
Вот такое Чудо-дерево у нас поселится в группе.