Елена Турапина
Дидактическое тактильное пособие «Волшебные мешочки» для сенсорного развития дошкольников с ЗПР
Я хочу представить Вашему вниманию тактильное дидактическое пособие «Волшебные мешочки», изготовленное своими руками.
Идея создания такого пособия возникла из наблюдений за детьми с ЗПР на занятиях и в игровой деятельности. Наши дети любят прикасаться и ощупывать различные материалы – махровое полотенце, поверхность стекла и посуды, и разные по форме и величине предметы – мячики, кубики, игрушки, куклы, детали конструкторов и т. д.
Публикация «Дидактическое тактильное пособие „Волшебные мешочки“ для сенсорного развития дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Сенсорные, тактильные мешочки
- Темочки
Пособие выполнено из цветных, тканевых, наполненных различными материалами мешочков размером 9 х10 см, с разноцветными ленточками.
Мною были продуманы различные варианты наполнения мешочков – это пайетки, бусины деревянные крупные, бисер, холлофайбер, мелкие камешки, декоративные маленькие пушистые шарики, бусины средние пластиковые, пуговицы мелкие, пуговицы крупные, миниатюрные кубики.
Цвет материала для изготовления мешочков также разнообразный – основные цвета – желтый, красный, синий, зеленый, а также фиолетовый, и материалы в крупную и мелкую клетку, в полоску. Ленточки на мешочках также разноцветные.
Задачи пособия - развивать у детей с ЗПР внимание, память, сенсорное восприятие, воображение, тактильную чувствительность, речь, моторику, навыки счета.
Дети очень любят манипулировать необычными мешочками, с удовольствием выполняют задания педагога.
Примеры заданий для детей
1. Найди мешочек синего (желтого, красного, зеленого и др.) цвета.
2. Найди фиолетовый мешочек с желтой ленточкой и т. д.

3. Найди самый легкий мешочек.
4. Найди самый тяжелый мешочек.


5. Какой из двух (трех и т. д.) мешочков тяжелее?
6. Какой из двух (трех и т. д.) мешочков легче?

7. Какой формы предметы находятся в мешочке?
8. Предметы в мешочке твердые или мягкие?

9. Посчитай, сколько здесь легких мешочков.
10. Посчитай, сколько здесь тяжелых мешочков.

11. Опиши мешочек (цвет, форма предметов, вес мешочка).
12. Пофантазируй, что может находиться в мешочке?

13. Положи четыре мешочка в коробку.
14. Достань пять мешочков из коробки.

15. Сложи из мешочков башню.


Преимущество данного пособия состоит в том, что оно является универсальным материалом для развития сразу многих познавательных процессов у ребенка с ЗПР, а также способствует эмоционально-положительному настрою ребенка во время использования.
Турапина Елена Анатольевна
Учитель-дефектолог МБДОУ № 11 «Родничок»
города Тихорецка Краснодарского края