Лучший педагог года

Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии

Алла Мальгина
Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии

В настоящее время большими темпами растёт количество детей со стёртой формой дизартрии. Диагностические ошибки при обследовании детей ведут к тому, что ребёнок с дизартрией остаётся без лечения, не применяются необходимые виды работы, что ведёт к недостаточному результату.

В помощь молодым специалистам предлагаю критерии диагностики дислалии и стёртой формы дизартрии.

Анамнез.

Публикация «Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии» размещена в разделах

Дислалия: в целом благоприятный, статодинамические функции формировались вовремя (держание головы, сел, пошёл и т. п.); речевой анамнез тоже благоприятный (гуление, лепет и т. д., но к 5 годам не сформировались звуки речи.

Стёртая форма дизартрии: отягощённый, хотя бы небольшое, но было отклонение (недоношенность, токсикоз, заболевание почек у матери во время беременности и т. д., внутриутробное развитие шло в неблагоприятных условиях). Небольшое запаздывание в развитии статодинамических функций и развитии речи.

Характеристика раннего развития.

Дислалия: нет проблем вскармливания, режим дня осваивает успешно.

Стёртая форма дизартрии: вскармливание нарушено, м. б. отказ от грудного вскармливания, кормление требует много времени, молоко подтекает, часто захлёбывается, срыгивание фонтаном (из-за неплотного смыкания губ воздух попадает в пищевод). С трудом привыкает к режиму кормления и сна, тяжело засыпает вечером, часто просыпается, крикливый.

Состояние моторики.

Дислалия: все моторные функции формируются своевременно, качественно.

Стёртая форма дизартрии: формирование двигательной сферы запаздывает. При внешней активности и подвижности – движения неловкие, неуклюжие; недостаточная координация, плохо запоминаются новые двигательные программы. Ребёнок долго не может научиться держать ложку, карандаш, выполнять движения по самообслуживании.

Психический статус.

Дислалия: отклонений нет. Но всё зависит от семейного воспитания.

Стёртая форма дизартрии: в результате церебрастенического синдрома - непереносимость дискомфорта, повышенная утомляемость, снижение памяти, внимания; замедляется скорость психических процессов. Дети могут быть расторможенными и заторможенными. При работе необходимо учитывать психический статус ребёнка.

Речь.

Дислалия: м. б. ФНР, ФФНР, Фонемат. НР.

Стёртая форма дизартрии: ФНР, ФФНР, ОНР. Не бывает фонематического НР, т. к. первично недоразвит артикуляционный аппарат из-за органического поражения ЦНС. Неровно звучащий голос, шумное, поверхностное дыхание, невыразительная интонация. Несколько замедленный темп речи.

Особенности артикуляционной моторики.

Дислалия: без особенностей. Артикуляционные упражнения получаются не всегда, но при повторах качество улучшается.

Стёртая форма дизартрии: двигательные навыки сформированы недостаточно. Есть движения, которые ребёнок не может выполнить или выполняет в неполном объёме. Во время выполнения позы могут наблюдаться изменение мышечного тонуса, лёгкие гиперкинезы, синкинезии, отклонение языка в сторону поражения. Эти особенности могут обнаружиться не сразу, а после повторений и удержания позы. При повторении качество ухудшается. При удержании позы – саливация. У ребёнка часто приоткрыт рот.

Качественная диагностика необходима для определения направлений коррекционной работы.

Коррекционная работа.

Дислалия: от 3-х до 6 месяцев; не нужен комплексный подход; необходимы основные этапы: специальная артикуляционная гимнастика для данного звука, постановка, автоматизация, дифференциация.

Стёртая форма дизартрии: от 6 месяцев до года и более; комплексное воздействие; основным этапам должна предшествовать большая предварительная работа, которая определяется патологическим симптомом.

Строить коррекционную работу необходимо не по общему набору работы с дизартрией, а выбирать разделы, нужные для конкретного ребёнка.

Наибольшую трудность представляет этап автоматизации. Работа над звуком считается завершённой тогда, когда ребёнок безошибочно использует звук в спонтанной связной речи. Если автоматизация не завершена, через какое-то время дефектный звук вернётся.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Дифференциация звуков [Р — Рь] Дифференциация звуков [Р-Р']. Успешное обучение ребёнка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависит не только.

Доклад: «Использование массажа для развития иннервации речевой мускулатуры при стёртой форме дизартрии» Нередко в логопедические группы попадают дети с внешними симптомами, сходными с проявлением сложной дислалии, отягощённой фонематическим.

Логопедическая ритмика в системе работы при заикании и дизартрии. В помощь логопедам Логоритмика – эффективный метод преодоления заикания Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени.

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Комплексный подход к коррекции нарушения функциональной системы движения у детей с ограниченными возможностями здоровья Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, и это понятно, поскольку в любой стране нужны личности активные,.

Зарядка для лица. Развитие мимической мускулатуры при дизартрии. Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание. С помощью этих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии
Опубликовано: 28 декабря 2015 в 19:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД