Лучший педагог года

Динамическая пауза в организованно-образовательной деятельности и режимных моментах

Елена Инкина
Динамическая пауза в организованно-образовательной деятельности и режимных моментах

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

В каждом ребёнке таится, заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Публикация «Динамическая пауза в организованно-образовательной деятельности и режимных моментах» размещена в разделах

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Что такое динамические паузы для дошкольников?

Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников?

Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;

7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;

9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Как проводятся?

Что же представляют из себя динамические паузы для дошкольников? Это подвижные игры, хороводы, упражнения на контроль осанки, физкультурные минутки и пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку и специальные занятия по валеологии. Такие занятия можно начать с самого утра. Например, построить детей в круг, предложив каждому протянуть руки и поздороваться с соседями. Можно объединить детей в пары и предложить им стать локтем к локтю, плечом к плечу, спиной к спине. Такие паузы не только развлекают детей, поднимают настроение и позволяют окончательно проснуться по утрам, но и способствуют установлению дружелюбной атмосферы в коллективе.

Очень важно в этом возрасте правильное развитие звукопроизношения, поэтому занятия обязательно должны быть со словами. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему. Впоследствии, запомнив слова и движения, они смогут самостоятельно выполнять упражнения.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Тренируем мелкую моторику

Степень развития мелкой ручной моторики - один из важнейших показаний общего развития ребенка. Существуют целые методики развития и сохранения здоровья путем пальчиковых игр и массажа рук. Уже в двухлетнем возрасте малышей можно обучать приемам самомассажа. Существует масса забавных и поучительных стихов, посвященных детским ладошкам и каждому пальчику в отдельности, которые с удовольствием заучивают, сопровождают веселыми упражнениями.

Массировать пальцы нужно поочередно от большого к мизинцу. Каждый пальчик поглаживают от кончика до основания, попутно декламируя рифмованные загадки и потешки. Ладони можно массировать шариками разного размера, шестигранным карандашом или четками - это тоже динамические паузы для дошкольников. Старшая группа (начиная с 5 лет) уже способна понимать, что такое самомассаж лица для профилактики гриппа и ОРВИ.

Другие игры и упражнения

Комплекс физкультурных упражнений, используемый в динамических паузах, направлен на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации. Упражнения проводятся одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом или частушками. Динамические паузы для дошкольников под музыку также очень положительно влияют на детей, которые с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают пальцами ритм на бубне или барабане.

Для развития координации движений применяют также ходьбу вперед спиной, перекидывание мяча, игры со скакалкой. Есть множество игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям.

Упражнения для глаз

Органы зрения находятся в постоянном напряжении у всех людей, и дети – не исключение. На них оказывают влияние компьютер, мобильный телефон, планшет, телевизор, чтение, рисование и прочее. Как правило, глаза малыша отдыхают только во сне. Именно поэтому так важны упражнения для органов зрения. Они необходимы в любом возрасте, чтобы предупредить различные заболевания, связанные с глазами. Для этого необходимо будет открывать и закрывать глаза, жмуриться, двигать зрачками в разные стороны, совершая ими круговые движения. Также отличным упражнением является переведение взора с одного предмета на другой. Малышам можно подобрать стишки, которые побуждают их посмотреть в разные стороны. Детей постарше можно попросить написать глазами на потолке первую букву их имени.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Ходьба по линии

Хорошим упражнением для детей, начиная с 2-летнего возраста, является ходьба по линии. Лучше всего нарисовать эллипс (3х4 м) или круг диаметром 3 м.

Начинать ходьбу нужно в медленном темпе, желательно под спокойную музыку. Усложняя упражнение, можно менять музыку на более быструю и изменять темп движения по кругу.

Можно использовать разные виды ходьбы: на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, и т. п.

Можно подражать походке различных животных: попрыгать, как зайчики; пройтись, как косолапые мишки; пробежать на носках, как маленькие мышки; пройтись, топая, как большие слоны и т. п.

Релаксационные упражнения

Такая пауза очень важна во время занятий. Но дети просто не умеют расслабляться. Воспитателю следует объяснить малышам, как расслабить мышцы, успокоиться. Ведь когда они перевозбуждены, то очень нервничают, а потому неспособны адекватно воспринимать учебный материал. Таким образом, мы видим, что динамические паузы в детском саду очень важны и обязательны для детей любого возраста. Они способны активизировать дыхательную систему, улучшить кровообращение и работоспособность. Такой элемент очень важен в обучении малышей. Их роль очень велика, т. к. ребенок может получить в это время «минутку» здорового и активного отдыха.

Заключение

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька» Доклад для родителей на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ.

Отчет «Образовательная деятельность в режимных моментах» Организация образовательного процесса в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах. Вся эта работа.

Использование элементов народного творчества в режимных моментах Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста в режимных моментах. Осенняя прогулка Тема: «Осенняя прогулка» Автор: Бруяко Ольга Степановна ЧОУ «СОШ «Личность» дошкольное отделение Г. Новороссийск Приоритетная область:.

Консультация для воспитателей «Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности дошкольников» Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка.

Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом ФГОС Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Пальчиковые игры в режимных моментах Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. * * * В процессе образовательной деятельности дошкольных.

Развитие слухового внимания и памяти в режимных моментах. Внимание и память – процессы, теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах дня. Режим дня-оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольниками социальных норм:они учатся подчиняться общим правилам,выполнять.

Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня. Гойколова Ирина Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Динамическая пауза в организованно-образовательной деятельности и режимных моментах
Опубликовано: 11 марта 2017 в 12:56
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД