Использование элементов народного творчества в режимных моментах

Елизавета Бабаян
Использование элементов народного творчества в режимных моментах

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик – мальчик, ел – пел, наша – Маша) то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усвояемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – кашку…»; «Чики – чики, кички, березовы лычки!»; «Летели две птички, собой невелички…»; «Чики – чики, чикалочки…»; «Скок – поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу.»

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда в природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется:

«С добрым утром!»

С добром утром глазки,

Вы проснулись?

С добром утром, ушки,

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки,

Вы проснулись?

С добром утром, ножки,

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце,

Я проснулась!

даст себя умыть: «Водичка».

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Даст себя накормить: «Утро»

Утром завтрак у людей

И у птиц, и у зверей

Молоко из крынки

Ваня и Егорка.

Зайцы овощи грызут,

А мышата – корку.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки за капусту,

Мышки за корку,

Детки за молоко.

Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок: «Чики – чики, чикалочки»; «Поехали»; «Лохматый пес»; «Жучок – паучок».

«Пила».

Пила, пила! Пили дрова

На печеньку, на банечку,

На теплую лежаночку.

Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка прислушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые необходимы для его развития.

«Катенька»

У Катеньки – Кати праздник и веселье

Новенькое платье, новые качели.

А еще у Кати

Соломенный братик.

«Маша»

Как у Маши маленькой

Чесаные валенки,

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

«Пальчики»

Я пальчик первый. Я большой.

Указательный - второй.

Третий пальчик – средний.

Четвертый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

Мир красок и звуков окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать его более богатым духовно, более счастливым. Во время провидения наблюдений на прогулке можно использовать потешки: «Котик», «Две тетери», «Божья коровка», «Ворон», «Дождик», «Радуга», «Пчелы».

«Солнышко»

Ветер, ветер, поскорей

Тучу темную развей!

Солнце, солнышко, гори

Всем нам радость подари!

Здравствуй, солнце, ясное,

Здравствуй, солнце, красное!

«Рябина»

Рябина, рябина,

Кого ты любила?

Всех я любила

Всех я ублажала.

Ягодой спелой

Всех угощала

Сорви ягодку и ты,

Не бойся!

Достаточно много потешек на тему: «Не пора ли баиньки?»: - «Колыбельная»; «Баю-бай»; «Сон и дрема»; «Журавли».

«Баю - баю – баиньки»

Спи сыночек маленький

Спи, Ванюшка, маленький.

Купим тебе валенки,

Свяжем тебе варежки,

Тепло будет Ванюшке.

«Ночь»

Ночь пришла

Темно кругом.

Рыбка спит,

И спит петух.

Спит коровка,

Спит щенок.

Засыпай и ты,

Сынок!

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Сказки предельно простые по содержанию и форме: - «Курочка – ряба», «Репка» и сказки с острым захватывающем сюжетом: - «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди». У Детей возбудить интерес можно присказкой, которая мобилизует их внимание и как бы отграничит от повседневности событий о которых в сказке пойдет речь. Присказок сложено много, например:

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар ни мал

От нее не задремал.

В качестве присказок могут быть использованы и потешки: «Чики – чики, кипчки…»; «Из-за леса, из-за гор,»

Заканчивать сказку можно широко известными концовками: «Тут и каске конец, а кто слушал молодец» или:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости приглашают.

Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы: «Так-то! Смелость города берет!» или «Сам погибай, а товарища выручай». Такая концовка закрепит впечатление от услышанного.

Произведения народного творчества – школа развития чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, их чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников Введение Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только.

Фотоотчёт «Использование игры-головоломки «Танграм» в режимных моментах»Фотоотчёт «Использование игры-головоломки «Танграм» в режимных моментах» Пожалуй, нет такого человека, который не играл в детстве в разнообразные настольные игры. Это домино с картинками и пазлы, лото и игры –.

Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В гости к сказке. Встрече ребёнка со сказкой.

Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Конспект занятия «Использование физкультминуток, динамических пауз в разных режимных моментах в средней группе» Задачи: - обеспечить кратковременный активный отдых детей в процессе различных режимных моментов; - повысить и удержать умственную работоспособность.

Консультация для педагогов «Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах дошкольников» Уже ни кому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундучка…» (использование потешек в режимных моментах) Как уже было озвучено ранее, особую актуальность в условиях реализации ФГОС ДО имеет новая форма организации совместной деятельности педагога.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование элементов народного творчества в режимных моментах
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 14:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4–7...
Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагог изо МБДОУ №54 детский сад «Радуга» г. Мытищи...
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Фотоотчет об образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе...
Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи : -...