Получи документы

Консультация для родителей и педагогов «Причины отклоняющегося поведения у детей в дошкольном возрасте»

Сушкова Оксана Александровна
Консультация для родителей и педагогов «Причины отклоняющегося поведения у детей в дошкольном возрасте»

Для родителей и педагогов

«Причины отклоняющегося поведения у детей в дошкольном возрасте»

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семья для ребенка – первичная социальная микросфера. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Однако, родительская уверенность в правильности выбранной, по отношению к ребенку, воспитательной позиции, не подкрепленной знанием основных закономерностей его психического развития, часто оказывается ошибочной. Особенно значительным влияние семьи оказывается в самый чувствительный – первый период развития ребенка.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Причины отклоняющегося поведения у детей в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Многие взрослые заблуждаются, когда думают, что маленькому ребенку не под силу понять проблемы взрослых. Не понимая умом содержания и сложности проблем, они интуитивно ощущают общую атмосферу, реагируют на ситуацию так, как подсказывают им их чувства. Напрасно хотим мы видеть их другими. Дети, как это было и будет всегда, соответствуют сложившимся условиям жизни. Они, как принято говорить, отражение, продукт той среды, где растут и развиваются, а в общем смысле продукт своей эпохи. Винить их в чем-то и неразумно, и негуманно.

Одной из причин отклонений в поведении детей дошкольного возраста является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Родительская любовь, привязанность к ребенку обеспечивает развитие чувства безопасности, которое, в свою очередь, способствует снижению чувства тревоги, возникающее у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

Пример взрослых – это еще одна очень важная причина, по которой могут быть отклонения в поведении ребенка. Дети и в общении и в игре обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Если родители сами позволяют себе быть агрессивными, грубыми не только в семье, но и в общественных местах, если они не проявляют уважения к старшим, то, скорее всего, такие формы поведения будут присутствовать и у ребенка, и уж конечно, их не назовешь нормальными.

Также на формирование поведения оказывает влияние тип семейного воспитания. Как правило, искажения в поведении ребенка будут в той семье, где преобладает авторитарный или попустительский типы воспитания. В авторитарной семье чаще детей не воспитывают, а дрессируют. Требуют от ребенка беспрекословного подчинения своим непомерно высоким запросам, не считают нужным как-то обосновать их, сопровождают требования жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Ребенок из такой семьи отличается капризностью, неустойчивостью настроения и повышенной возбудимостью. Попустительский тип воспитания также накладывает негативный отпечаток на формирование поведения ребенка. Отсутствие запретов и ограничений приводит к вседозволенности не только дома, но и в обществе, где существуют нормы поведения. И ребенку трудно понять, почему дома можно, а где-то нельзя, и это противоречие порождает негативные проявления в поведении : капризы, истерики, агрессию и пр.

Отношение родителей к проявлению эмоций у ребенка – так же может сказаться на поведении последнего. Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают кучей нравоучений и угроз, ребенок эти эмоции будет проявлять там, где нет родителей. Подобное блокирование отрицательных эмоций создает состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражение, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка.

Важно отметить и неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка, которая нередко приводит к деформации поведения. Здесь мы имеем в виду семейное неблагополучие: это может быть пьющая семья; семья на грани развода или в разводе; семья, имеющая ребенка инвалида; семья с нарушением внутрисемейной коммуникации; повторный бра (отчим или мачеха) и рождение в такой семье маленького совместного ребенка.

Наряду со всем вышеизложенным, гармоничное развитие личности возможно только при наличии здоровья: физического и психического. Ключевым будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно – психическом состоянии детей. Те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как рожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений головного мозга. Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении. Например, неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся поведением. Подобные отклонения встречаются в основном там, где обстановка наиболее травмирующе действует на ребенка. Резко повышенная возбудимость и агрессивность, расторможенность влечений, «отсутствие тормозов» наряду с рассеянностью и быстрым истощением внимания могут свидетельствовать об органических изменениях головного мозга. Постановка диагноза – это прерогатива врача. И если нервно ослабленные дети не имеют грубых нарушений, то им можно весьма эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия.

Итак, обобщая материал, можно все причины отклоняющегося поведения детей разделить на несколько групп:

- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д.);

- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т. д.);

- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, несформированность навыка взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ ДОУ и условий воспитания детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития; отсутствие познавательного интереса, закрытость для общения в игре и неформальном общении, и т. д.).

Решение проблемы отклоняющегося поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной коррекционной и профилактической работе.

Публикации по теме:

Презентация «Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте» Установление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте» Волевое развитие в дошкольном возрасте Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления.

Консультация для родителей «Логическое мышление в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст особенный. В это время в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности,.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Внедрение ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и.

Развитие театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте. Рекомендации для воспитателей и родителей Театр - яркое и эмоционально - динамичное искусство, оказывающее воздействие на детей и взрослых целым комплексом художественных средств.

Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Причины отклоняющегося поведения у детей в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 21:29
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД