Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»

Валентина Посохова
Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»

Волевое развитие в дошкольном возрасте

Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению же-лаемой цели. Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от непод-властных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым.

Публикация «Консультация для педагогов „Волевое развитие в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Воле-вое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельности. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке соб-ственных целей, и самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе испол-нения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил.

Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении по-ведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А. Н. Леонтьев). Главные характери-стики «полевого» поведения пред дошкольника - импульсивность и ситуатив-ность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших пе-реживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними пред-метами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контроли-ровать и достигать намеченной цели.

Волевой малыш должен обладать следующими качествами:

1. Дисциплинированность — способность подчинять свои действия обще-ственным нормам.

2. Решительность — волевое качество, позволяет в краткие сроки выбрать це-ли и способы их достижения. Нерешительные люди всё время пересматри-вают уже принятые решения.

3. Смелость. Помогает преодолеть страх и растерянность, не пугаться ответ-ственной работы, неудач. При этом смелость подразумевает учёт грозящих опасностей, а не их преуменьшение.

4. Настойчивость. Позволяет довести до конца начатое.

5. Самостоятельность — волевое свойство, позволяющее самому устанавли-вать цели, без сторонней помощи выбирать пути их достижения. Противо-положность самостоятельности — внушаемость, когда дитё легко поддаётся влиянию окружающих, действует согласно чужим советам, руководствуется чужим мнением.

6. Инициативность — способность действовать активно, творчески.

7. Целеустремлённость — волевое свойство, готовность отдать все силы, что-бы достичь цели. При этом необходимо отбросить всё лишнее, ненужное.

8. Самообладание — качество, обратное импульсивности, сдерживающее про-явление эмоций.

Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. По-следнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бы-вает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.

На волевое развитие (как и на нравственное) большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказы-вая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на прак-тике. Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталки-ваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.

Публикации по теме:

Консультация для молодых специалистов «Процесс обучения в среднем дошкольном возрасте» Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности;.

Консультация для педагогов «Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте. Главным средством.

Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте» По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» (2015) Формирование творческой личности.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в дошкольном возрасте» (5–6 лет) Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта –.

Консультация для родителей «Внедрение ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте» Тема: «Основные приемы лепки». Цели: 1. Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в: -знании методики обучения лепке дошкольников;.

Развитие театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте. Рекомендации для воспитателей и родителей Театр - яркое и эмоционально - динамичное искусство, оказывающее воздействие на детей и взрослых целым комплексом художественных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 19 августа 2018 в 09:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД