Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»

Валентина Посохова
Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»

Волевое развитие в дошкольном возрасте

Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению же-лаемой цели. Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от непод-властных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым.

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Воле-вое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельности. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке соб-ственных целей, и самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе испол-нения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил.

Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении по-ведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А. Н. Леонтьев). Главные характери-стики «полевого» поведения пред дошкольника - импульсивность и ситуатив-ность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших пе-реживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними пред-метами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контроли-ровать и достигать намеченной цели.

Волевой малыш должен обладать следующими качествами:

1. Дисциплинированность — способность подчинять свои действия обще-ственным нормам.

2. Решительность — волевое качество, позволяет в краткие сроки выбрать це-ли и способы их достижения. Нерешительные люди всё время пересматри-вают уже принятые решения.

3. Смелость. Помогает преодолеть страх и растерянность, не пугаться ответ-ственной работы, неудач. При этом смелость подразумевает учёт грозящих опасностей, а не их преуменьшение.

4. Настойчивость. Позволяет довести до конца начатое.

5. Самостоятельность — волевое свойство, позволяющее самому устанавли-вать цели, без сторонней помощи выбирать пути их достижения. Противо-положность самостоятельности — внушаемость, когда дитё легко поддаётся влиянию окружающих, действует согласно чужим советам, руководствуется чужим мнением.

6. Инициативность — способность действовать активно, творчески.

7. Целеустремлённость — волевое свойство, готовность отдать все силы, что-бы достичь цели. При этом необходимо отбросить всё лишнее, ненужное.

8. Самообладание — качество, обратное импульсивности, сдерживающее про-явление эмоций.

Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. По-следнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бы-вает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.

На волевое развитие (как и на нравственное) большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказы-вая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на прак-тике. Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталки-ваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.

Публикации по теме:

Консультация для молодых специалистов «Процесс обучения в среднем дошкольном возрасте» Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности;.

Консультация для педагогов «Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте. Главным средством.

Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте» По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» (2015) Формирование творческой личности.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в дошкольном возрасте» (5–6 лет) Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта –.

Консультация для родителей «Внедрение ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте» Тема: «Основные приемы лепки». Цели: 1. Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в: -знании методики обучения лепке дошкольников;.

Развитие театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте. Рекомендации для воспитателей и родителей Театр - яркое и эмоционально - динамичное искусство, оказывающее воздействие на детей и взрослых целым комплексом художественных средств.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 19 августа 2018 в 09:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Творческий отчёт «Различные виды самодельных театров»
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет вовлечь детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене. Представляю вашему...
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом и своей...
Фотоотчет о проведении мероприятия «Клубный час»
Добрый день, уважаемые коллеги! В сентябре 2019 года в нашем детском саду педагоги активно используют новые формы работы с детьми. Одной из таких форм...