Светлана Сычёва
Классный час «Добрый человек в доброте проживает век»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Добрый человек в доброте проживает век».
Цель: воспитание чувства уважения, доброты и понимания к людям.
Задачи:
1. Помочь детям осмыслить духовно – нравственные категории такие, как доброта, добрые слова, добрые дела, доброжелательность.
2. Способствовать развитию внутреннего, духовного мира ради осознания своей полезности.
3. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.
Публикация «Классный час „Добрый человек в доброте проживает век“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями, таблички с надписями, схемы «Солнышко с лучами», «Дом Мудрости», «Цветы души», «Дерево Добра», сердце со стрелами, аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
В Евангелие от Матфея сказано:
«… во всём, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними».
Этапы классного часа Содержание УУД
I. Введение в тему. (2 мин)
Учитель:
- Дети, уважаемые взрослые, давайте улыбнёмся друг другу и в хорошем настроении продолжим путешествие к нашим истокам.
Учитель:
- Сегодня мы поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
- Эпиграфом к нашему занятию станут слова из Евангелие от Матфея:
«… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними». Слайд № 1
- Приятно ли тебе, когда с тобой поступают справедливо, мудро, честно?
(Да)
Учитель: Тогда и ты будь справедлив с другими. Хочешь, чтобы тебе все делали добро?
(Да)
Учитель: Делай и ты всем добро! Хочешь, чтобы тебя любили другие?
(Да)
Учитель: Тогда и ты люби других!
- Наши предки вывели правило нравственности: «Не ищи красоты, а ищи доброты!» и добавляли: «Свет не без добрых людей!»
- Итак, о каком качестве человека мы сегодня поговорим?
(О доброте)
Учитель: Назовите тему нашего классного часа («Добрый человек в доброте проживает век» (Открываю тему на доске) Слайд №2 (название)
II. Присоединение. (15 мин)
1. Учитель:
- Ребята, с какими словами и словосочетаниями тесно связано слово доброта? (добрые слова, доброжелательность, добрые мысли, добрые поступки)
- Сегодня нам предстоит раскрыть смысл таких слов, как доброта, добрые слова, доброжелательность, добрые мысли.
- Мы постараемся увидеть, услышать и почувствовать доброту.
- Попробуем построить город, где живут только добрые люди.
- А назовём его …
(Город Доброты. Открываю название)
Учитель:
- Дети, а какого человека называют добрым?
(Он говорит добрые слова, совершает добрые поступки, помогает слабым и взамен ничего не берёт.)
- Я предлагаю вашему вниманию видеопритчу, которая называется «Осколки доброты».
– Посмотрите внимательно.
– Подумайте, о чём она. (Видео «Осколки доброты»)
Учитель:
- Кого встретили отдыхающие?
(Старушку)
- Что их удивило?
(Она была в грязной одежде и собирала осколки)
- Как поступили родители?
(Увели детей)
- Что вы почувствовали в этот момент?
(Жалость, стыд)
- Что было достаточно сделать, чтобы выразить хотя бы почтение к её возрасту?
(Улыбнуться в ответ на её улыбку)
- Улыбка ничего не стоит, а даёт силу слабым, отчаявшимся.
- Почему старушка собирала осколки?
(Она боялась, что дети порежут ноги)
- Ждала ли она оплаты за свой труд?
(Не ждала.)
- Всегда ли по внешнему виду можно определить, какой перед вами человек?
(Нет, конечно)
- К сожалению, мы часто встречаем по одёжке.
- Каким же человеком была старушка?
(Добрым)
- Как вы думаете, что почувствовали люди, когда узнали о старушке всю правду?
(Им стало стыдно)
- Совесть духовное начало. И если есть это начало, значит, не всё потеряно.
- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?
(Дети называют все негативные качества, а учитель направляет стрелы в сердце)
- Человеческое непонимание, неприятие, отчуждение носила в своём сердце старушка.
- Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?
(Учитель направляет стрелу со словом доброта от сердца)
(чистое, светлое, божественное, доброе)
- Чей образ напоминает старушка? (Ксении Блаженной)
- Что несла людям Ксения? (добро) Слайд № 3
2. Учитель:
- Что же такое доброта?
(Склонность человека делать добро, любить, заботится о ближнем)
Учитель:
- В словаре С. И. Ожегова написано: Слайд № 4
(из словаря, цитата)
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Открыть на доске цитату)
- Дети, где необходима доброта?
(В семье, в школе, в природе, по отношению к чужим людям, к животным)
-Уважаемые родители, как вы думаете, почему доброта необходима в каждой семье?
(в семье друг о друге заботятся, воспитывают добрых людей)
Вывод: Доброта помогает человеку, животным, жизни.
- А что значит выражение: «У доброго человека и мысли добрые»?
(Он думает о том, как бы кому помочь, кого поддержать, желает окружающим крепкого здоровья)
Учитель:
- Дети, а как вы думаете, добрым человек рождается или становится?
(Становится)
- А кто вас учит добру?
(Родители, бабушки, дедушки, учителя)
- А кто ваших родителей учил добру?
(Их родители, бабушки и дедушки)
- Чему вы будете учить своих детей?
(Делать добро)
- Вот так и ведётся от поколения к поколению, т. е. от наших истоков.
3. Проблемная ситуация.
- Каким образом можно почувствовать доброту?
(Добрые слова, доброе отношение друг к другу, сочувствие, поддержка)
Учитель:
- Послушайте, что произошло в одной семье.
Сын вернулся из школы. Мама была расстроена, на её глазах блестели слёзы. Она сказала, что отец тяжело заболел, и его положили в больницу. Сын не встревожился, не заволновался. Он беззаботно сказал матери, что завтра их класс идёт в лес и утром надо быть в школе.
- Куда же ты пойдёшь? – спросила мама.
- В лес, ведь учительница сказала!
- А сердце тебе ничего не сказало? – тихо произнесла мама.
Учитель:
- Как отнёсся мальчик к словам мамы?
(Безразлично)
- Почувствовал ли он её боль?
(Нет)
- Что мама хотела услышать в ответ от сына?
(Слова сочувствия)
Вывод: Внимательный сын утешил, успокоил бы маму.
4. Учитель: - А где мы можем увидеть доброту?
(Улыбки людей, добрый взгляд, добрые дела)
- Оглянитесь вокруг и вы увидите милые и радостные улыбки друзей, гостей, родителей книги, цветы, мебель, изготовленную заботливыми мастерами и многое другое.
- Значит, доброту можно увидеть.
- Посмотрите на фотографии. Слайд № 5 - 15
(начин. с Алатыря, заканч….)
(На слайдах памятники культуры, лики святых, сады, парки, скверы, доброжелательные лица людей, сюжетные моменты из жизни)
5. Учитель: - Каким же образом мы можем доброту услышать?
(произносить добрые слова)
Учитель:
- Добрые слова неслучайно называют волшебными - в них заключена огромная сила.
Учитель:
-Дети, добрые слова – это цветы человеческой души.
И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Физкультурная пауза.
Учитель:
- Тихо встали.
-А сейчас мы поиграем.
- Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться. (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:. (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:. (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго. (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим:. (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь:. (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя:
-Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Учитель:
- Слово «добро» является исконно русским. Оно обозначает «благо». Некоторые слова даже начинаются со слова «добро».
- Какие из них вам знакомы?
(Добросовестный - старательный, добродушный - незлопамятный, доброе утро, доброго пути, доброжелательность – желание добра людям) Слайд № 16
III. Основной этап.
1. Подготовительный этап.
- Дети, что же по – настоящему украшает человека?
(Доброта, добрые поступки, добрые слова, добрые мысли)
2. Активное занятие «Цветы души» (всем)
а) Индивидуально.
– Перед вами карточки со словами.
- Выберите и отметьте добрые слова.
Спасибо, равнодушие, злобность, пожалуйста, благодарю, добрый день, извините, простите, доброй ночи, доброе утро, зависть, хвастовство.
б) В группах.
- Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.
- У вас на столах бумажные цветы.
- Подпишите добрыми словами лепестки цветов.
в) Учитель:
- Теперь лидеры выйдут и прочитают добрые слова, записанные на лепестках цветов.
- Давайте посадим «цветы души» в нашем городе.
Учитель: Итак, в нашем городе уже зародилась доброта. Она от добрых слов.
3. Активное занятие (по группам)
) Учитель:
- А какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни?
(Помогаю маме, бабушке, папе; гуляю с сестрёнкой; уступаю место в транспорте пожилым людям, построили кормушки для птиц, выращиваем цветы)
Задание первой группе:
- Я вам предлагаю вырастить «Дерево Добра», написав на его плодах свои добрые поступки.
Учитель:
- Народ воспевал доброту, как самое ценное качество русского человека, в песнях, составлял пословицы, поговорки, сказки.
2 группе – построить «Дом Мудрости».
- Для этого вам нужно составить пословицу и вклеить её в бревно дома.
Делай другим добро – (а его добрые дела).
Жизнь дана на. (будешь и сам без беды).
Не одежда красит человека, (добрые дела).
Добрый человек (добру и учит).
На добрый привет. (добрый ответ).
3 группе – «Доброе солнце».
Учитель:
- У добрых людей и мысли добрые.
- На лучах солнца написать пожелания окружающим вас людям, обозначив каждое пожелание одним словом.
б) Защита работ и размещение их на доске.
Учитель:
- Лидеров групп я приглашаю выйти и познакомить нас с результатами вашего труда.
- Давайте разместим в нашем городе «Дерево Добра», «Дом Мудрости, «Солнышко добрых мыслей».
- Какие хорошие поступки совершают в вашем городе?
(Помогают слабым, заботятся о родителях)
- Объясните смысл пословиц, написанных на брёвнах «Дома Мудрости»
- Какие пожелания исходят от вашего солнышка?
(Добра, радости, здоровья)
в) Рефлексия.
Учитель: Итак, дети, хотели бы вы жить в таком городе?
(Да)
Учитель:
Почему?
(В нём говорят добрые слова, совершают хорошие поступки, живут мудрые люди)
IV. Рефлексия.
а) Учитель:
- Дети, что было интересно для вас сегодня?
(Притча, активное занятие)
- О чём вы задумались?
(Я всегда хочу делать добро)
- Уважаемые родители, от чего же происходит доброта?
(От любви, от любви к ближнему)
- Поделитесь, пожалуйста, друг с другом и с нами своим мнением.
Что значат для вас слова «Добрый человек в доброте проживает век».
(Совершает добрые поступки, помогает слабым, бедным, родителям)
Учитель: Я присоединяюсь к вашим высказываниям, мне очень понравилось, что говорили вы от чистого сердца, от души.
Я очень хочу, чтобы вы всегда творили только добро.
в) Учитель: Всем присутствующим здесь спасибо за работу!
В завершении послушайте, пожалуйста, всем знакомую песню «Дорогою добра»
Пусть она будет вашим путеводителем.
г) Песня «Дорогою добра» (Звучит на фоне фотографий с добрыми делами) Слайды № 17 -…