Папки-передвижки

Доклад для педагогов «Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы»

Ольга Кудимова
Доклад для педагогов «Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы»

Слайд 1.

Самостоятельная исследовательская практика

как средство развития детской инициативы.

Слайд 2.

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мо-бильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных пос-тоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование

исследовательских умений у дошкольников является одним из главных нап-равлений современного дошкольного образования.

Публикация «Доклад для педагогов „Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы“» размещена в разделах

Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными до-кументами в сфере образования. Целевые ориентиры дошкольного обра-зования - это социальные и психологические характеристики личности ребе-нка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выде-ляется инициативность. Сегодня развитие детской инициативы может стать средством для достижения успешности.

Инициативность-умение и желание делать первый шаг, по своей воле вовлекать себя в какое-либо дело и движение.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.

Детская инициатива развивается в специфицеских видах деятельности одна из которых, в соответствии с ФГОС, познавательно- исследовательская.

Мы понимали, что необходимо найти и использовать в своей педагогической деятельности новые, современные, эффективные, интересные и для детей, и для взрослых методы и приемы по развитию исследовательских способ-ностей дошкольников.

Слайд 3.

Такой формой работы может быть применение методики Савенкова А. И., адаптированной к дошкольному возрасту, которая включает в себя участие детей при непосредственном участии родителей.

Слайд 4.

Предлагаемая методика А. И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наб-людения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследо-вательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска инфор-мации, при этом ребенок выступает в роли исследователя, а педагог - в роли консультанта и помощника.

Слайд 5.

Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.

Слайд 6.

Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Слайд 7.

Исследовательская деятельность обеспечивает формирование самос-тоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Слайд 8.

Организация исследовательской деятельности позволяет

решать следующие задачи:

• Формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллек-туальной деятельности;

• Формировать умение распознавать возможные способы решения

обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем

самостоятельно;

• Формировать умения использовать вариативные способы решения

поставленной задачи;

• Формировать готовность применять специальную терминологию,

вести конструктивный диалог в процессе совместной

исследовательской деятельности;

• Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и

формулировать выводы.

Слайд 9.

В процессе организации исследовательской деятельности

у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских

умений:

• видеть проблемы;__

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить собственные мини-доклады;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решались успешно.

Слайд 10.

Исследовательская деятельность может выступать в следующих формах организации:

совместная: наблюдение, макетирование, коллекционирование,

тренинги;

совместно-групповая: познавательно-исследовательская учебная

деятельность;

индивидуальная: самостоятельное исследование.

Слайд

С целью развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности нами были разработаны педа-гогические условия : Создание «научно-исследовательской лаборатории» для организации исследовательской деятельности. Серьезное внимание мы уде-ляем созданию развивающей предметно-пространственной среды. В группах созданы благоприятные условия и творческая среда для развития познавательной активности дошкольников, созданы компоненты предметно- пространственной среды по трем направлениям. Каждый центр детской активности оснащен специальным оборудованием, разнообразным мате-риалом, литературой, в уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Мы включаем исследования в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Слайд 11.

Деятельность по развитию исследовательских способностей детей проводилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители - активные участники образовательного процесса.

Использовались разные формы взаимодействия:

-анкетирование;

-родительские собрания;

-проведение мастер-классов;

-различные виды консультирования, в том числе, выпуск

электронной газеты для любознательных родителей;

Слайд 12.

Особенно интересно проходили заседания детско-родительского клуба «Почемучки».

Следующее направление-это организация самостоятельной исследовате-льской практики. Результаты своих проектов воспитанники представляют на ежегодном детском фестивале науки «Калейдоскоп открытий».Наши глав-ные помощники-родители. Они помогают в создании среды, в организации исследовательской практики дошкольников, как в выборе темы иссле-дования, проведении исследования, так и в подготовке доклада с после-дующей его презентацией в ходе детского фестиваля науки.

Фестиваль науки - большой праздник! Мы не делим детей на победителей и побежденных! Каждый за свои старания получает заслуженную награду. И самое главное, у детей сохраняется интерес к исследовательской деятельности.

Слайд 13.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждать интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться

Экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Слайд 14.

С сентября 2014 года на базе детского сада открыта муниципальная инновационная площадка на тему: «Создание модели развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

С сентября 2015 года детский сад работает в статусе опорного учреждения по проблеме «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 15.

В течение первого года реализации программы исследовательская деятельность детей направлена на ознакомление с явлениями и объектами живой и неживой природы.

Слайд 16.

В течение второго года - темы исследований по проблеме «Здоровье в детских руках.

Слайд 17.

В течение третьего года-темы исследований по проблеме «Культура. Личность. Общество»

В результате проведенной работы были отмечены хорошие результаты развития познавательной инициативы у детей.

С января 2018 года детский сад работает в режиме региональной инновационной площадки по теме: «Психолого – педагогическая поддержка развития детской инициативы в условиях реализации ФГОС ДО»

Слайд 18.

Следующее направление-это организация самостоятельной исследо-вательской практики. Результаты своих проектов воспитанники предс-тавляют на ежегодном детском фестивале науки «Калейдоскоп откры-тий».Наши главные помощники-родители. Они помогают в создании среды, в организации исследовательской практики дошкольников, как в выборе темы исследования, проведении исследования, так и в подготовке доклада с последующей его презентацией в ходе детского фестиваля науки.

Фестиваль науки - большой праздник! Мы не делим детей на победителей и побежденных! Каждый за свои старания получает заслуженную награду. И самое главное, у детей сохраняется интерес к исследовательской деятельности.

Слайд 19.

Наши воспитанники являются лауреатами и победителями всероссийского конкурса «Мудрый совенок».

Слайд 20.

28 марта был проведен региональный тур всероссийского конкурса «Я исследователь» в городе Коврове, воспитанницы нашего детского сада заняли 1 и 2 место, так же в апреле этого года в г. Москва проводился фестиваль «Маленький Леонардо», где две воспитанницы нашего детского сада Арина Гостева и Варвара Голованова, стали лауреатами.

Слайд 21.

Так же наша выпускница Софья Воронина продолжила заниматься исследовательской деятельностью в первом классе гимназии №6, и в апреле представила свою исследовательскую работу на окружном конкурсе «Я – исследователь», где заняла 2 место среди учеников 1-4 классов.

Слайд 22.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Слайд 23.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija3_5b85c.pptx | 11661,53 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познание» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для педагогов «Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы»
Опубликовано: 19 января 2020 в 23:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД