Марина Утешева
Дошкольная организация с позиции образовательных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад №12 «Родничок»
п. Хохлово Кадуйский район
Воспитатель: Утешева Марина Мусаевна
Дошкольная организация с позиции образовательных навыков
Аннотация
В докладе предлагаются пути формирования образовательных навыков у детей с помощью правильной организации управления педагогическим коллективом.
Публикация «Дошкольная организация с позиции образовательных навыков» размещена в разделах
Требования к формированию образовательных навыков в дошкольной образовательной организации регламентируются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который в качестве целевых ориентиров дошкольного образования выделяет следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
-ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
-творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении; ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами, хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
-у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;
-ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
-ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт; знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности [5].
Предложенные стандартом целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям их реализации эти целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Если целевые ориентиры стандарта, понимаемые как образовательные навыки, рассматривать как цель управления дошкольной организацией, то весьма актуальной и полезной становится концепция управления по результатам, где результатом и является достижение поставленной цели.
Она разработана и внедряется в жизнь под руководством профессора, доктора педагогических наук П. И. Третьякова. Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов.
Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, объединяющие всех членов организации [1, с. 112].
Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными, что требует принятия оперативных решений по конкретным результатам.
Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения, цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии и методики. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, то есть, время, технологии и другие ресурсы.
Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Необходимо выделить уровни управления по результатам.
Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения [2, с. 56].
Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций.
Чтобы определить миссию, необходимо использовать ответы на следующие вопросы: для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация; посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность; кто непосредственный потребитель услуг; в чем
конкурентное преимущество; почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями [3, с. 34].
Второй уровень предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества услуг. Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от трех до семи лет.
Качество работы ДОУ зависит от следующих факторов: от качества работы воспитателя, от сложившихся в педагогическом коллективе отношений, от условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника [4,с. 46].
Третий уровень управления по результатам предполагает рассмотрение результата с позиций потребителей. Потребителями являются родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако, сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Недостаточно организовано изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.
Таким образом, цель, состоящая в формировании образовательных навыков у детей дошкольного возраста, достигается посредством последовательного решения спектра управленческих задач руководителем дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
1. Биличенко, Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития [Текст] / Г. Г. Биличенко. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла; под ред. А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.
3. Буланова, С. Портфолио детского сада [Текст] / С. Буланова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 13-17.
4. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н. А. Виноградова. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155. – URL : https://window.edu.ru /resource/693/79693/files/13.06.14.pdf (дата обращения : 12.06.2014).