Папки-передвижки

Семья и дошкольная образовательная организация. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Татьяна Блюмова
Семья и дошкольная образовательная организация. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Кашлач Е. В., воспитатель, Блюмова Т. А., воспитатель, Посаженникова О. А., ст. воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 1 г. Апатиты

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь

тогда, когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества. Без этого

он – засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Семья и дошкольная образовательная организация, Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного - образования объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Основные определяющие понятия духовно-нравственного воспитания – это духовность и нравственность.

Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, это значит действовать согласно своей совести.

В последние годы наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии. Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.

Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного наследия.

Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказывают о том, что ребенок уже с самого раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение.

Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в детском саду.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

-Способствовать формированию национальных базовых ценностей через духовно-нравственное воспитание личности ребёнка как гражданина России.

-Расширять социальный опыт дошкольников, мотивировать к принятию общепринятых норм и правил жизни через организацию проектной, игровой, театрализованной, продуктивной, совместной видов деятельности.

-Формировать начальные основы сотрудничества в триаде «ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ» в процессе игрового взаимодействия.

-Способствовать развитию нравственных чувств: сопереживания, ответственности, благодарности.

-Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням.

-Развивать воображение ребёнка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство : семья и дошкольное учреждение.

Формы работы с воспитанниками :

Циклы занятий по окружающему миру:

Чтение художественной литературы и развитие речи, дошкольники приобщаются к русской культуре и ее истории в форме тематических бесед о русском народном творчестве, живописи, музыке, ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.

Просмотр видеофильмов и мультфильмов о добре.

Экскурсии в природу и знакомство с красотой о мира.

Экскурсия к памятнику.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью.

Формирование бережного отношения к труду людей разных профессий.

Оформление фотогазет, конкурс рисунков.

Проектная деятельность.

Формы работы с родителями

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

Дни открытых дверей.

Проведение совместных игровых мероприятий.

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

Визиты домой.

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах.

Индивидуальные беседы на тему нравственности.

Обмен родительским опытом «А как у вас? Учимся вместе».

Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания.

Интернет-переписка в режиме онлайн.

Проведение совместных с детьми праздников.

Совместные походы, экскурсии.

Работа с Родительским комитетом.

Главными источниками духовно-нравственного воспитания являются семья и семейные традиции, игра, труд, физическая культура и оздоровление, искусство, художественная литература, коммуникация, знакомство с выдающимися людьми, народные традиции и обычаи, познание социальной и окружающей действительности, патриотическое воспитание.

Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как: занятость родителей; личностные качества ребёнка, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.

Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог найти дело по душе.

С целью более эффективно провести работу по данной теме, разработан план работы с родителями по воспитанию нравственных качеств у дошкольников.

Способы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника включают :

Проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм. Собрания не сводятся к монологу воспитателя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний разнообразная : «Мы - одна семья», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Родительский авторитет и личный пример родителей», «Особенности развития воспитания мальчиков и девочек». и др. Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей : как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе повысить их роль в нравственном воспитании ребенка. С этой целью организуются специальные встречи с отцами детей, размышления на темы: «Роль отца в воспитании сына, дочери» и др.

Представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи»; «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей»

Папки-передвижки «Это надо знать» (выдержки из «Семейного кодекса Российской Федерации», «Закона об образовании в РФ», «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка»)

Статьи в родительский уголок:

«Формирование нравственных качеств важный аспект подготовки к школе», «Советы родителям по патриотическому воспитанию», «Что, значит, уважать ребёнка», «Азбука нравственности», «Любить всё живое».

Праздники и развлечения: «Яблочный спас», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «День Победы».

Организация совместных выставок : «Рождественская звезда», «Край мой северный», «Вот она какая – мамочка родная», «Мой папа самый лучший», «Пасхальный сувенир», «Моя дружная семья», и др.

Проведение совместных акций: «Кормушка для пичужки», «Поможем собачьему приюту вместе», «День добрых дел», «Открытка для ветерана» акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме.

Выпуск газет, посвященных различным знаменательным датам: «День победы», «День матери», «Синичкин день».

Мини музеи: «Русская изба», «Край, в котором я живу», «Моя Родина- Россия» (это маленькие территории русской культуры, которые помогают детям с младшего дошкольного возраста понять, что они — часть великого русского народа).

Участие в проектах: «Дом, в котором я живу», «Я в лучах солнышка» т т. д.

К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов : «Почему нужно делать кормушки для птичек?», «Почему нужно заботиться о домашних животных?» и т. д. Родители вынуждены будут объяснять, и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.

Даже изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других. Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий были включены праздники с народными традициями, цель таких мероприятий - сохранить и возродить культурные традиции предков.

Родители включены в процесс создания мини- музея «Русская изба» Большинство семей ведут «Альбом ребенка» «Моя семья» (знаменательные жизненные достижения ребенка в фотографиях).

Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка «Семейное генеалогическое древо».

Мы стараемся демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставляет радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. А выставка закрепит полученный эффект. Не забываем и о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа дошкольного учреждения по духовно-нравственному направлению :

• реализуется при непосредственном участии родителей;

• косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;

• учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;

• оставляет общесемейные позитивные воспоминания;

• за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;

• позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Публикации по теме:

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до» .

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Подготовил учитель логопед МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь.

Лекция для родителей «Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей» "Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей" В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей.

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей — презентация Слайд 1. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Слайд 2. Чтобы нам не пришлось ни ломать и.

Представление собственного иновационного педагогического духовно нравственного воспитания детей «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой.

Толерантность как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и дошкольная образовательная организация. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 11:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД