Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Наталья Дубоносова
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск

Углегорского муниципального района

Сахалинской области

Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Введение.

В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением, у него формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включены задачи приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным, формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Одной из главных задач нашего детского сада является духовно- нравственное развитие личности ребёнка. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, мы видим, что материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Поэтому именно остро встал вопрос о создании психолого-педагогических средств последовательного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Одним из таких средств является русская народная сказка.

Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Противоречие

Существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи, а задача формирования духовно-нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в духовно-нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с русской сказкой.

Исходя из этого, была поставлена цель работы: Формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок, именно на это мы опираемся, работая со сказкой.

Чтобы достичь поставленной цели разработали собственную систему работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

Система работы с русской народной сказкой.

1. Правильный отбор сказок. Для начала нами была сделана подборка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Обогатили предметно-развивающую среду: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными играми по теме; реквизитами для разыгрывания сценок и спектаклей, куклами для театра кукол, ширмами для кукольного театра, элементами костюмов героев сказок, масками; сшиты русские сарафаны и косоворотки для всех детей.

Подобрали сказки, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивающих представление о нравственных поступках.

Затем определяем более эффективные методы и приемы работы со сказкой (конкретно с каждой, позволяющие активизировать нравственные позиции ребенка.

2. Традиционные формы и методы. Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

3. Нетрадиционные методы и формы. Мы в своей работе предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Также помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Чтобы мораль сказки была понятна и доступна дошкольникам, была разработана специальная универсальная схема.

Нравственный урок.

Ребёнок должен понять в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она его, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.

Здесь часто используем игру «Хорошо – плохо». Например: «Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т. д.). Плохо деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т. д.

В работе с детьми подготовительной группы стали проводить аналогию между русской народной сказкой и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным.

Например в сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде».

Воспитание добрых чувств. «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща» Ш. А. Амонашвили.

Используя этот метод учим детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок, чтобы повернуть сюжет сказки в нужное русло. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным. Надо смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и добро, менять их содержание.

Например сказка «Морозно». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей?

Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, мы использовали карточки-символы. Красный кружок - радуюсь; синий - мне жалко; желтый - хочу помочь; зеленый - справедливо; коричневый - несправедливо.

Вначале выяснили с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. Выбирая желтый кружок, объясняем детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». Теперь предложим детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

В качестве примеров будут показательны сказки: «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко».

3. Развитие мышления и воображения.

Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

Приём «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т. д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды.

Метод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный.

Выводы. Используя методику Л. Б Фесюковой «Воспитание сказкой» воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение детей.

Также применяемые нетрадиционные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Дети принимают активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

4. Тематические дни и недели.

Для расширения систематизации знаний о духовно-нравственных качеств, используем планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

«Что такое хорошо и что такое плохо». Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

«Дом, в котором я живу» Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

5. Метод проектирования.

Также в работе по данной теме был использован метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию духовно- нравственных чувств.

В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, игры, театрализованные постановки, художественное творчество. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, итоговых мероприятий.

Были реализованы следующие проекты: «Чему учит сказка», «Этот волшебный мир сказки», «Чудеса превращений», «Герои русских народных сказок».

Выводы: Применение метода проекта в формировании у детей духовно-нравственных качеств позволяет обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

6. Взаимодействие с родителями.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Поэтому вся работа по формированию духовно- нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки велась в тесном контакте с родителями.

Ведь духовно-нравственное воспитание - дело настолько тонкое, что без учета индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно.

Родители принимали активное участие в реализации проектов, в акции «Подари книгу детскому саду».

Вместе с родителями устраивали выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

Родители вместе с детьми выполняли домашние задания творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала (совместная работа с родителями).

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями, психологом.

Выводы: В заключение необходимо отметить, что сложившаяся система работы в данном направлении по формированию духовно- нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки способствует развитию познавательной активности; способствует активизации мыслительной и речевой деятельности, устойчивости внимания. Воспитывает такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость, милосердие; способствует налаживанию межличностных отношений между детьми группы. Также способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Практическая значимость.

Данный опыт может использоваться другими педагогами как система работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Докладчик: Дубоносова Н. А., воспитатель МБДОУ №14 города Шахтёрска.

Прикреплённые файлы:

nauchno-prakticheskaja-konferencija_01ph5.pptx | 2331,46 Кб | Скачан: 39
 
Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». В. А. Сухомлинский. Духовно-нравственное воспитание.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в.

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.

Использование русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста Величайшее богатство русского народа - фольклор, неотъемлемой частью которого являются русские народные сказки. Наряду с другими формами.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок». Цитата: «Представляется.

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Опубликовано: 8 мая 2017 в 10:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Фотоотчёт о музыкально-спортивном мероприятии «Волшебники двора» для дошкольников...
20 августа 2019 года для дошкольников младшего и старшего возраста МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво прошло музыкальноспортивное...
Сценарий квеста для детей разновозрастной группы от 3–7 лет «Сокровища Робинзона Крузо»
Квест для детей разновозрастной группы от 3-7 лет «Сокровища Робинзона Крузо». Цель: приобщение детей к спорту через организацию спортивного...
Конспект занятия активизирующего общения с элементами ТРИЗ «В гости к дедушке Ване»
Конспект занятия активизирующего общения с элементами ТРИЗ Тема: «В гости к дедушке Ване» Программное содержание: 1. закрепить знания детей о домашних...