Лучший педагог года

Доклад на МО «Социокультурные истоки»

Марина Лысаковская
Доклад на МО «Социокультурные истоки»

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Публикация «Доклад на МО „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры. Формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры (это народный фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки, картины наших выдающихся художников, народные игрушки, поучительные сказки).

Значительную часть программы «Истоки» составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Они являются основой духовно-нравственного воспитания.

Ещё одна группа – ценности деятельности человека и социокультурные ценности, которые помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, единение и радость в празднике.

В программе заложена идея воспитания на социокультурном опыте, т. е приобщение взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа.

В её реализации важным, ключевым моментом является работа с родителями.

Ведь решающую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка играет его семья.

В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».

Таким образом, программа «Социокультурные истоки», полностью соответствует требованиям ФГОС.

Программа «Социокультурные истоки» разработана и опробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, внеурочной и внеклассной работы.

В дошкольном образовании предлагается система занятий с детьми и их родителями на основе игровой деятельности и активных форм развития.

По этой программе наш детский сад начал работать с этого учебного года, приобретена вся необходимая методическая литература. Благодаря ей дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь

призму главных ценностей, ребёнок понимает, что значимо, а что менее значимо в жизни.

Со 2 младшей и до подготовительной группы дети и их родители вместе с нами, с педагогами, учатся понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека, ценности внутреннего мира человека и социокультурные ценности. На сегодняшний день это лучшая программа, в которой активную роль играют родители.

Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей.

Программа «Социокультурные истоки» предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.

Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья»;

2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Содержание книг носит интегративный характер. В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.

В нашем детском саду имеются комплекты книг для всех возрастных групп.

При успешном освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программы «Социокультурные истоки» к семи годам достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребё нка:

- физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья.

— любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Бережно и созидательно относится к природе и к окружающему миру.

— эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции сверстников и взрослых. Сопереживает близким и окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально проявляет свои чувства при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных, художественных произведений и мира природы;

— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Имеет опыт позитивного и эффективного взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего, мнению;

— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;

— способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;

— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, уважает традиции своего народа;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Умеет управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию.

— овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Умка»

Доклад

Социокультурные истоки (из опыта работы)

Выполнила воспитатель Лысаковская Марина Сергеевна

2018

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (февраль) Февраль Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение произведения О. С. Абрамова «Семейный праздник»;.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Январь Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (октябрь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (октябрь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе октябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем:.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрьРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем: - чтение р. н. с. «Братец Иванушка и Сестрица Алёнушка»; - чтение рассказа.

Автор публикации:
Доклад на МО «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 22 марта 2021 в 17:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД