Проблемы адаптации в ДОУ

Светлана Томенко
Проблемы адаптации в ДОУ

«Проблемы адаптации в ДОУ»

Начало учебного года - трудная пора в детском саду. Дети-новички тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего ребенка. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а ведь воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить ребенка, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. С приходом в сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, наименее травматичным.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

4. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервнопсихическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

• тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1-й вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учереждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопёкой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

* перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

* стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

* привычная форма поведения избалованного ребенка;

* своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

* отсутствие уважения взрослых к ребенку;

* реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

* утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

* болезнь, страх наказания;

* незрелость волевой сферы;

* желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

* неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);

* воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, постоянная критика ребёнка.

В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального фона в группе:

1. Минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных: не бить кого - либо; не ломать игрушки.

2. Предоставление, по возможности, максимальной свободы действий.

3. Обеспечение эмоциональной поддержки ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности».

4. Создание и представление возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций.

5. Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма.

6. Отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка.

7. Демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям.

8. Постоянное внимание по всем аффективным проявлениям ребенка.

9. Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка. Сверстник имеет близкие: интересы, общие переживания, одинаковый уровень возможностей.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родители часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни и испытывает множество трудностей. Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, - необходимо тесное сотрудничество с родителями и проведение анкетирования.

В первые дни следует предлагать ребенку помощь и оказывать её, когда это нужно ребенку. Если ребёнок не умеет или не хочет, например, сам одеваться, ему следует помочь, сказав при этом: «В детском саду принято одеваться самим, без посторонней помощи, но сейчас я тебе помогу, а скоро ты сам научишься это делать.»

Помните, что дошкольнику необходимо регулярно повторять последовательность операций при различных видах деятельности, особенно для младших дошкольников. В большинстве случаев успешнее проходит обучение в совместной деятельности со взрослым.

Старайтесь добиться доверительных отношений с ребенком. Помните, что от этого во многом зависит характер адаптации. Если воспитатель будет нравиться ребенку, то многие проблемы, связанные с приходом в детский сад, будут сняты.

Для детей старшего возраста имеют большое значение способы вхождения их в ролевую структуру группы. Важно, чтобы воспитатель помог ребенку не только познакомиться со всеми детьми группы, но и организовал такие виды совместной деятельности, которые помогли бы новенькому ребёнку почувствовать себя членом коллектива сверстников.

Правила проведения игр – занятий в адаптационный период:

1. Дети добровольно участвуют в игре.

2. Взрослый должен быть непосредственным участником игры, причем самым активным, эмоциональным и позитивно настроенным.

3. Игры необходимо повторять многократно.

4. Наглядный материал для игр не должен быть повседневным, обыденным.

5. Не оценивайте детей в игре, дайте им проявить, выразить себя.

Использованные материалы:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.

2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб. ; Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с. (илл.)

3. Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации и развитию детей в условиях ДОУ «Здравствуй, детский сад!». Сост. Минибаева С. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные игры в адаптационный период:

«Давайте познакомимся!».

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет свое имя и имя ребенка, которому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры.

«Раздувайся, пузырь».

Дети вместе с воспитателем делают тесный кружок – это сдутый пузырь.

Взявшись за руки, начинают произносить слова, постепенно расширяя круг:

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!»

Затем ведущий говорит: «Хлоп!» – пузырь лопается, все дети сбегаются к центру или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).

«Расскажи стихи руками».

Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений. Воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, затем - еще раз, повторяя движения вместе с детьми.

Примеры стихотворений:

Заинька - зайка (прыжки, имитация движений зайца,

Маленький зайка (садятся на корточки, показывают расстояние от пола,

Длинные ушки (приставляют ладошки к голове,

Быстрые ножки (побежали)

Заинька - зайка

Маленький зайка (движения повторяются,

Деток боишься (обхватывают себя руками, изображая страх, дрожат,

Зайка - трусишка.

«Найди игрушку».

Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала это не так сложно, например: «Игрушка лежит в раздевалке на подоконнике». Затем - сложнее, например: «Игрушка в спальной, под подушкой на Надиной кроватке». Можно загадывать и так: «Мишка в раздевалке вешает штанишки в Ирин шкафчик», «Кукла моет посуду» и т. п.

«Иди ко мне»

Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой хороший ко мне Коля пришел!». Игра повторяется.

«Хоровод с куклой» (проводится с двумя - тремя детьми)

Материал: кукла средних размеров.

Ход игры:

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит каждого по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант: игра проводится с мишкой.

Публикации по теме:

Проблемы и поиск современных форм сотрудничества в ДОУ В современном мире всё больше родителей интересует вопрос о воспитании подрастающего поколения. Ведь близкие люди хотят видеть своего ребёнка:.

Актуальные проблемы использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В современном мире, в т. ч. и в России, существует проблема ухудшения здоровья людей, поэтому встает вопрос о превентивной работе по формированию.

Игротренинг «Божья коровка» в первой младшей группе по адаптации к ДОУИгротренинг «Божья коровка» в первой младшей группе по адаптации к ДОУ В наш детский сад пришли совсем маленькие воспитанники. Нам необходимо помочь им преодолеть стресс от разлуки с мамой, привыкнуть к новым.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Как сделать пребывание ребенка в ДОУ более комфортным в период адаптации (советы для родителей). 1. Одевайте удобную одежду. Выбирайте одежду из натуральных материалов: хлопок, вискоза, шерсть. Одежда должна быть.

Модель адаптации в ДОУ. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети.

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Актуальность: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах.

Пути преодоления трудностей в адаптации детей в ДОУ 1 слайд Консультация для педагогов Поляниной Светланы Владимировны 2 слайд Тема: «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ».

Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы). Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы). В настоящее время проблеме адаптации.

Презентация «Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в период адаптации в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Презентация «Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в период адаптации в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Цель работы: Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проблемы адаптации в ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2017 в 23:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Осенняя пора»
Вот и наступила осень. Полетели листья с деревьев. Погода радует. Стоят теплые по осеннему солнечные деньки. Можно прогуливаться с детьми по парку и набирать...
Мастер-класс «Магнитики из фоамирана»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! ( Вот и я решила использовать эту интересную МААМовскую фразу ) В свободное время люблю заниматься каким-нибудь...
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах,...
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях, чистоговорках». Учитель-логопед: Михайлова Наталья Цель :...
Дидактическая игра по ФЭМП в первой младшей группе на тему «Весёлый паровозик»
Цель: Формирование понятий «много», «один», обучение группировки однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством,...
Наша выставка осенних поделок!
В нашем детском саду наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями ( собрания, беседы, наглядная информация, праздники, уже несколько лет...