Воспитание звуковой культуры речи у детей 5–6 лет

Елена Панфёрова
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5–6 лет

Доклад

воспитателя старшей группы Панферовой Е. А.

на тему

«Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-6 лет

2021г.

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т. п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.

На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков,наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш - с, ж - з, ч - ц, щ - съ, звонких и глухих (в - ф, з - с, ж - ш, б - п, д - т, г - к, звуков л и р, твердых и мягких (д - дъ, л - ль и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар ввуков, также нередко смешиваемых детьми, например ч - тъ, с - ц и пр.

Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш воспитатель подводил детей к сопоставлению этих звуков,выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс. - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш. - когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.

Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.

Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи.

Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.

1-й вид работы - дифференциация изолированных звуков.

Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом кар тины-"образы", т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом. Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.

2-й вид работы - дифференциация звуков в словах.

Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем - слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом - слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно произносить их и указывать их’ различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикций, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.

3-й вид работы - дифференциация звуков в речи.

Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.

При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.

Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Праздники
Автор публикации:
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5–6 лет
Опубликовано: 27 июля 2021 в 08:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. День индейца

Культуре коренных жителей Америки посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об индейцах и увлечь их этой темой.

24 сентября. День осеннего венка на МААМ

Осенняя пора радует нас разнообразием чудных красок на деревьях и под ногами – в самом разгаре листопад. Хочется хотя бы на время сохранить красоту листопада, запомнить эти яркие краски надолго, чтобы,...


Горячие темочки