Лучший педагог года

Актуальность музыкального фольклора

Ерануи Маркарян
Актуальность музыкального фольклора

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Добринская школа искусств»

Доклад на тему «Актуальность фольклора»

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Это – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Публикация «Актуальность музыкального фольклора» размещена в разделах

Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк» (folk) – народ и «лор» (lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость», творчество, создаваемое народом и для народа.

Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек – часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т. д. Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками. Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.

Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции и преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, - говорил А. С. Пушкин, - определяется отношением к прошлому». Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет идеалом Добра и Справедливости, развивается только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.

Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место в нем принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного гения. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывают духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песне отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости. В детском музыкальном воспитании и образовании народная песня имеет непреходящее значение. Она учит с достоинством любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества, развивает музыкально поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Ребенок, воспитанный на народных песнях, сказках, играх, будет с любовью относиться к культуре своего и других народов.

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

У каждого народа существуют свои определенные фольклорные традиции, символический язык которых и сегодня не менее актуален для гармоничного существования личности и психологического здоровья нации.

Существует концепция, согласно которой, переход символов из поколения в поколение происходит двумя путями – генетическим и фольклорным. В контакте с народным творческим импульсом происходит обновление всей психической природы человека, обогащение его духовным содержанием, что способствует самопознанию, творческому и духовному росту личности.

На сегодняшний день остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если…».

Что-то изменилось в русском человеке?

Конечно, изменилось – потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете. Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол». Мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Думаю, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку

Органично сочетающиеся в фольклоре, мудрость и простота, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как необходимой частицы природы и общества- мудрое народное слово, оточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика.

В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Это особенно заметно в сельских школах, на уроках чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.

Фольклор может и должен стать альтернативой увлечению молодёжи массовой субкультурой. Её вредному воздействию может противодействовать только личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной традиционной школы.

Имеется многообразие форм и методов фольклорно-терапевтического воздействия на человека. Наши предки использовали музыку, пение, танцы, обряды для гармонизации отношений с окружающим миром.

Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки и т. д. — это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции, несет еще познавательную и речевую функцию.

Фольклор - обязательное явление в любой языковой культуре, его не может не быть. Если переформулировать вопрос так: "Какова польза фольклора?", то можно ответить, что он сохраняет для потомков (да и для современников) представления народа (простых людей, не специалистов) о важных явлениях в жизни.

Публикации по теме:

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших условий решения задач.

Фотозарисовка «Актуальность творческих работ»Фотозарисовка «Актуальность творческих работ» Творчество педагогов занимает не мало важную роль на сегодняшний день. Картины,которые вы видите, сделанные своими руками. Эти работы.

Актуальность экологического воспитания дошкольников Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для.

Актуальность занятий театральной деятельностью Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является.

Конспект музыкального интегрированного занятия с элементами фольклора и ТРИЗ-технологии «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Габишевский детский сад «Одуванчик» Лаишевского муниципального района.

Конспект музыкального интегрированного занятия с элементами фольклора и ТРИЗ-технологии «Рождественские колядки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Габишевский детский сад «Одуванчик» Лаишевского муниципального района.

Открытое занятие по формированию патриотических качеств у старших дошкольников средствами музыкального фольклора Конспект открытого занятия по формированию патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора. Автор: Белицкая Татьяна.

Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора» Духовно – нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность музыкального фольклора
Опубликовано: 1 октября 2018 в 21:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД