Лучший педагог года

Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора

Белицкая
Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора

Методическая разработка : Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Автор: Белицкая Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель

Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №7»

Публикация «Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора» размещена в разделах

Цели музыкального воспитания : сформировать у малышей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора.

Задачи:

- установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми

- воспитание художественного вкуса

- развитие творческих способностей детей

- развитие координации движений

- воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству

Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.

В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы : пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, заставить полюбить себя, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)

1. Дай ладошечку,

Моя крошечка,

Я поглажу тебя

По ладошечке.

Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.

2. Вот ладошечка,

Моя крошечка,

Ты погладь меня

По ладошечке.

Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;

ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т. д)

1. Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

2. Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:

В рученьки хватушки,

В ноженьки ходушки, в роток - говорок,

А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,

В наших ручках хватунки.

В маленькой головке разумок.

В славном ротике говорок.

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.

1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.

- Сладко, сладко потянулись.

- Маме с папой улыбнулись.

2. Потягушечки – потягушечки, Дети стоят врассыпную,

От носочков до макушечки. Поднимают руки вверх, потягиваются.

Мы тянемся – потянемся Прыгают на месте

Маленькими не останемся

Мы уже растем, растем. Хлопают в ладоши

Утром песенки поем.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.

1. Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

2. Вместе с солнышком встаю, Поднимают руки вверх

Вместе с птицами пою.

С добрым утром! Опускают руки, хлопают в ладоши

С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

3. Солнышко, солнышко, Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

4. Солнышко, солнышко, Хлопают в ладоши

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

5. Дождик, дождик, посильней - Прыгают на месте

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки Выполняют пружинку

На нашем лужочке.

6. Дождик, дождик, Стучат пальчиком по ладошке

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять - Выставляют поочередно ножки

Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз, Грозят пальчиком

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, Топают на месте

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём, Поднимают руки вверх

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки - Опускают руки

Самокаточки.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики», перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

1. Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)

2. Что за ножки? Что за ножки? Похлопывают по коленочкам

У тебя, у нашей крошки!

Ни собачке и ни кошке

Не дадим твои мы ножки.

Эти ножки, эти ножки Выполняют «топотушки»

Будут бегать по дорожке.

3. Еду-еду к бабе, к деду Идут «топотушкой»

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке Притопывают одной ножкой

На одной ножке,

В старом лапоточке Притопывают другой ножкой

По рытвинам, по кочкам

Всё прямо и прямо, Идут «топотушкой»

А потом. в яму!

Бух! Приседают

4. Поехали, поехали Идут «топотушкой» в одну сторону

За грибами, за орехами.

Приехали, приехали Идут «топотушкой» в обратную сторону

С грибами, с орехами.

В ямку бух! Приседают

5. Пошёл котик по дорожке, Постукивают каблучком правой ножкой

Купил Машеньке сапожки,

Пошёл котик на торжок, Постукивают каблучком левой ножкой

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку, «Пружинка»

Купил котик булочку.

Самому ли есть «Фонарики»

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу, «Пружинка»

Да и Машеньке снесу.

6. Ай, тата, тата, тата, Дети выполняют «топотушки» на месте

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки Хлопают в ладоши

Затеем оладушки,

Испечем блинка –

Покормить сынка!

7. Ах ты, радуга-дуга, Хлопают в ладоши

И туга, и высока!

Не давай нам дождичка, Грозят пальчиком

Подавай нам ведрышко.

Чтоб ребятам погулять, Прыгают на месте

Чтоб телятам поскакать,

Нужно солнышко, Хлопают в ладоши

Колоколнышко!

8. Ай, чки-чки-чки, Выполняют «каблучок» правой ножкой,

Мы купили башмачки! затем левой ножкой

Разок шагнешь, Шагают на месте

Другой шагнешь,

А потом, а потом

Плясать пойдешь!

9. По дорожке, на порожке Дети идут по кругу, держась за руки

Дружно топают две ножки.

Уходи с дороги кот,

Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.

1. Из-за леса,из-за гор Дети идут высоким шагом, «держат поводья»

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке

Жена на коровке

Детка на телятках

А внуки на козлятках.

Гоп-гоп, гоп – гоп Выполняют прямой галоп

Гоп-гоп, гоп-гоп

Тпрру… Останавливаются, «натягивают поводья»

2. Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги

Красный гребешок,

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка,

Рано утром встаёт,

Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки? Дети держатся за руки, идут по кругу

- По летней дорожке,

С бугра на бугор Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

4. Скок, да поскок, Двигаются подскоками

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька - Выполняют «пружинку» с поворотами

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Формирование математических представлений через дидактические игры у дошкольников» «Методическая разработка» Гордеева Елена Александровна - воспитатель Проект по математике для детей 6-го года жизни Тема: «Формирование.

Методическая разработка музыкального развлечения «Берегите птиц» Музыкальное занятие на тему: "Берегите птиц " Разработала: Мухамедьярова Гузаль Аликовна Цель: создать условия для продуктивного сотрудничества.

Методическая разработка музыкального занятия для слабослышащих детей старшей группы «Марш, вальс, полька» Пояснительная записка. Музыкальное занятие предназначено для слабослышащих детей старшей группы (возраст 5 лет) коррекционных образовательных.

Методическая разработка на тему «Проблемы экологического воспитания детей в детском саду» Проблемы экологического воспитания детей. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Методическая разработка по экологическому воспитанию для воспитателей детского сада Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели.

Методическая разработка проекта «К здоровью семьи через детский сад» ПРОЕКТ «К ЗДОРОВЬЮ СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ САД» В настоящее время жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых наиболее актуальной.

Методическая разработка «Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии» Пояснительная записка. Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики. «Развитие детской художественной.

Методическая разработка «Семья как основной источник полоролевого воспитания ребенка» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Методическая разработка «Торжественное открытие музыкального клуба для родителей «Веселые нотки»Методическая разработка «Торжественное открытие музыкального клуба для родителей «Веселые нотки» Девиз нашего Музыкального клуба: «Наши мамы все таланты - певцы, танцоры, музыканты!» Цель: Создать теплый нравственный климат между родителями.

Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора» Духовно – нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 09:10
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД