Светлана Кислова
Методическая разработка музыкального занятия для слабослышащих детей старшей группы «Марш, вальс, полька»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Музыкальное занятие предназначено для слабослышащих детей старшей группы (возраст 5 лет) коррекционных образовательных учреждений. Это занятие направлено на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, формирование правильных, координированных и ритмичных движений, хорошей осанки, развитие слухового восприятия, произносительной стороны устной речи. На занятии все дети с индивидуальными слуховыми аппаратами. Требования к планируемым результатам обучения определяются на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей и возможностей воспитанников.
Публикация «Методическая разработка музыкального занятия для слабослышащих детей старшей группы „Марш, вальс, полька“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Цель: Формирование средствами искусства гармоничной социально-адаптированной личности ребенка с проблемами слуха.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать навык различения, опознавания и распознавания на слух резко отличающихся по звучанию пьес (марш, вальс, полька).
• Содействовать умению самостоятельно начинать и заканчивать движения под музыку.
• Упражнять детей в «Упражнении с флажками» и «Игре с бубном» переходить от одного движения к другому в соответствии с формой музыкального произведения (марш, бег, громкая и тихая музыка).
Коррекционно-развивающие:
• Развивать чувство ритма в ходьбе, беге, игре на инструментах, исполнении песни, играх «Самолеты» и «Игре с бубном».
• Формировать слухо-зрительное и слуховое восприятие музыки в исполнении музыкального руководителя и аудиозаписи.
• Активизировать действия детей в музыкально-речевой деятельности и закреплять умение отвечать на вопросы.
• Развивать звуко-высотный слух в исполнении песни «Самолет».
Воспитательные:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
• Формировать коммуникативные навыки и доброжелательное отношение друг к другу.
• Воспитывать культуру поведения при слушании музыки.
• Воспитывать выдержку, волю при соблюдении правил игр.
Активизация словаря: идите, флажок, правая рука, бегите, остановитесь, музыки нет, поскоки, будем слушать музыку, Какая звучала музыка? марш, вальс, пляска, Что можно делать под марш? (польку, вальс, шагать, танцевать, музыка – четкая, громкая, быстрая, медленная, ритмичная, тихая, спокойная, отрывистая, будем петь песню «Самолет», текст песни, летите, сломался, работай, заводи мотор, кто будет играть в оркестре, бубен, ложки, маракасы, играйте по очереди, положи бубен тихо, мы слушали музыку, пели, ходили, танцевали, играли в оркестре, занимались хорошо.
Оборудование: фортепьяно, таблички, аудиотехника, индивидуальные слуховые аппараты, флажки, элементарные музыкальные инструменты (бубны, ложки, маракасы).
Предварительная работа: Для быстроты разучивания «Упражнения с флажками» музыкальный руководитель разучивает движения с одним ребенком (на индивидуальном занятии). С воспитателем разучивается весь материал данного занятия. В зале педагог ставит стульчики перед фортепьяно; приготавливает магнитную доску, флажки и самолеты по количеству детей, таблички, бубны, ложки, маракасы.
Ход занятия.
Оргмомент. Дети друг за другом вместе с воспитателем входят в музыкальный зал и останавливаются. Приветствие.
Воспитатель спрашивает: «Что будем делать?» (Будем заниматься, слушать музыку, петь, играть.)
Упражнения.
Ходьба друг за другом по кругу, «Марш» муз. Д. Львова-Компанейца.
Задание выполняется сразу после поворота, но выдерживается пауза. С началом звучания марша дети самостоятельно должны начать ходьбу и точно под музыку закончить движение.
- Какая звучит музыка? (Марш)
- Правильно, это марш, под него шагают.
Дети еще проходят по кругу, слушая начало и окончания звучания музыки.
«Упражнение с флажками» муз. Н. Надененко, «Бодрый шаг и бег».
Детям показывают табличку с названием задания, вместе с воспитателем они проговаривают ее: «Упражнение с флажками». Музыкальный руководитель зовет одного ребенка и предлагает ему показать упражнение (с ним это упражнение предварительно было разучено). Один ребенок выполняет упражнение под музыку, другие наблюдают. Затем упражнение повторяют все дети, двигаясь друг за другом по кругу. Музыкальный руководитель поощряет детей, не останавливая внимания на недостатках у некоторых ребят.
«Давай поскачем» муз. Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель показывает табличку «Поскоки» и спрашивает у детей : «Что это?». Они проговаривают вопрос, показывают без музыки, как выполняется это движение. Звучит музыка, все дети скачут по кругу, продолжая двигаться до конца музыки. Затем звучит марш, дети должны услышать его и продолжить движение (ходьба по кругу). Ребята проходят и садятся на стульчики возле фортепиано. Воспитатель садится перед детьми.
Восприятие музыки.
Музыкальный руководитель говорит: «Будем слушать музыку». Дети проговаривают табличку.
Музыкальный руководитель играет марш.
- Какая звучала музыка? (Марш)
- Что можно делать под марш? (Шагать)
- Анжела, покажи. (Ребенок выполняет движение.)
- Какая музыка марша? (Громкая, четкая, ритмичная.)
Если дети затрудняются отвечать, нужно помочь им. Таблички выставляются на магнитную доску.
Дальше музыкальный руководитель играет пляску.
- Какая звучала музыка? (Полька)
- Что можно делать под пляску? (Танцевать)
- Марк, покажи! (показывает движения)
- Какая музыка польки? (Отрывистая, быстрая.)
Если дети не справляются с заданием, то музыкальный руководитель помогает им и выставляет таблички на магнитную доску.
Следующей звучит музыка вальса.
- Какая звучала музыка? (Вальс)
- Что можно делать под вальс? (Танцевать)
- Соня и Максим, покажите. (Выполняют движение)
- Какая музыка вальса? (Медленная, спокойная, тихая.)
Музыкальный руководитель играет в другой последовательности музыку (вальс, полька, марш). Дети должны узнать музыку.
Игра на ДМИ.
Музыкальный руководитель спрашивает:
- Кто хочет играть в оркестре? (Все дети захотят играть.)
- Скажите, а что у меня в руках? (Показываю бубен, ложки, маракасы.)
Дети отвечают на вопросы, проговаривают сопряженно таблички, которые затем выставляются на магнитную доску.
Звучит фонограмма песни «Жили у бабуси» рус. нар. песня. Дети играют на инструментах все вместе и по очереди, глядя на музыкального руководителя.
Пение. Песня «Самолет» сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой.
«Будем петь», - говорит музыкальный руководитель и повторяет эти слова с детьми. Проводится повторение текста песни «Самолет». Воспитатель проговаривает с детьми текст с помощью движений фонетической ритмики. Затем все дети поют песню. Музыкальный руководитель спрашивает:
- Кто хочет спеть песню? (Желающие поют песню.)
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть и дает в руки игрушечный самолет. Звучит музыка, дети встают с мест и бегут по залу. Проводится игра «Самолеты», «Ах, вы сени» рус. нар. мел.
Игра. Самолет сломался – дети опускаются на одно колено и кладут самолет на пол перед собой; ремонтируют самолет – стучат кулачками; накачивают шасси – движения руками сверху-вниз со звуком ш-ш-ш; проверяют сигнал – разводят руки в разные стороны, расжимают кулаки, произнося при этом фа-фа-фа; заводят мотор – двигают быстро руками перед грудью «моторчик» - произносят р-р-р; взлетают – берут самолет в руки; летят со звуком у-у-у.
Дети остаются в кругу, воспитатель собирает самолеты.
Игра. «Игра с бубном» муз. М. Красева.
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть.
- Будем играть с бубном. Будем слушать громкую и тихую музыку. Звучит громкая музыка – что будем делать? (Стучать в бубен, хлопать.)
- А тихая музыка? (Сядь, закрой глаза, слушай музыку.)
- А потом? (Ищи бубен. У кого)
- Марина, на бубен.
Воспитатель вместе с детьми играет и следит, чтобы дети правильно выполняли движения. Игра повторяется 3-4 раза.
Итог занятия. В конце занятия дети проходят по кругу и останавливаются по окончании звучания музыки. Музыкальный руководитель подводит итог занятия :
- Что мы делали? (Мы занимались, было музыкальное занятие.)
- Чем занимались? (Танцевали, пели, слушали музыку, играли.)
- Какую музыку слушали? (Марш, польку, вальс.)
- Как занимались дети? (Хорошо)
Дети прощаются и уходят из зала.
Вывод: Чтобы дети хорошо усвоили данную тему, необходимо минимум 8 занятий. На занятии все дети занимаются с индивидуальными слуховыми аппаратами. Требования к планируемым результатам обучения определяются на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей и возможностей воспитанников.