Сюняева Дарья Олеговна
Методическая разработка занятия по логопедии для детей подготовительной группы «Путешествие по далёким островам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт-Петербург
Учитель-логопед Сюняева Дарья Олеговна ГБДОУ №11 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга.
07.12.2017 г.
Цель:
Обобщение представления о животных жарких стран; Закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-активизировать речевую и интеллектуальную деятельность дошкольников;
-закреплять умение давать артикуляторно-акустическую характеристику звука «Р»;
-совершенствовать умение образовывать качественные прилагательные;
Публикация «Методическая разработка занятия по логопедии для детей подготовительной группы „Путешествие по далёким островам!“» размещена в разделах
-совершенствовать умение разбора слов по слоговому и звуковому составу;
-закреплять умение подбирать слова-антонимы;
- совершенствовать знания детей по лексической теме : “Животные жарких стран”;
-закреплять практическое употребление предлогов с существительными;
-расширять умение образовывать притяжательные прилагательные и сложные слова;
-совершенствовать связную речь;
-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие:
-Развивать фонематические представления;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Развивать движения артикуляционной моторики;
- Развивать движения общей и мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности,
инициативности, доброжелательности, ответственности;
-воспитывать у детей чувство уверенности в своих возможностях и
удовлетворения от успешности выполненной работы;
-воспитывать взаимодействия в коллективе;
Оборудование: проектор с презентацией; ноутбук; колонки; макет корабля; стулья по количеству детей; столы; фланелеграф 1 шт; наборное полотно; 2 мольберта; пальмы; картинки на 1 звук имени; баночка с верёвками (мотор); камни; картинка с животными, в которых есть звук «Р»; картинки для составления предложений с предлогами; схемы предлогов; аудиозапись физминутки Железновой «Жирафы», с шумом моря, с весёлой музыкой, с фоновой музыкой; картинки кокосов с 3 вёдрами; фишки пиратов для составления схемы слов; подносы с песком на каждого ребёнка;
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед : Кем-то придумано просто и мудро
С каждым здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте друг другу и нашим гостям скажем: «Доброе утро».
Дети: Доброе утро!
Введение в тему. Повторение изученного материала.
Логопед : Ребята, мне сегодня пришло видео-послание из далёкого острова Мадагаскар, а от кого оно, мы сейчас увидим. ( на слайде 2: попугай, пираты и животные жарких стран)
Попугай: Здравствуйте, ребята! Мои друзья попали в беду, наш остров захватили пираты. Они заточили моих друзей в клетку и хотят отнять наш прекрасный остров. Я знаю, что вы очень смелые и сильные ребята и сможете нам помочь. Для того, чтобы до нас добраться,
нужно проплыть через разные острова в океане! К письму высылаю вам карту. Будьте внимательны, пираты приготовили на них испытания!
Логопед : Ребята, а кто это с нами говорил?
Дети: Попугай!
Логопед : А как вы думаете, про каких друзей говорил попугай? Кто они?
Дети: Мы думаем, что это животные жарких стран.
Логопед : Правильно! Вы готовы к испытаниям?
Дети: Да.
Логопед : Чтобы справиться с трудностями какими надо быть?
Дети: Смелыми, храбрыми, бесстрашными и т. д
Логопед : Ребята, отгадайте загадку и тогда вы узнаете, на чём мы отправимся на далёкий остров Мадагаскар!
Не корабль, но и не лодка,
Крепкий, сильный, очень быстрый
По воде нас всех прокатит
Этот быстроходный….
Дети: Катер!
Логопед : Для того, чтобы узнать свое место на катере, выполните маленькое задание. На спинках стульев прикреплены картинки. Предлагаю каждому из вас найти ту картинку, которая начинается с 1 звука вашего имени.
Маша- морковь; Андрей-аист; Данил- дом; Майя- мышь; Кирилл- кит; Андрей - ангел
Логопед : Молодцы! Все заняли свои места?
Дети: Все.
Логопед : Ребята, как называются люди, которые отправляются в путешествие?
Дети: Путешественники!
- Путешествие может быть длинным, а может быть наоборот…
- Путешествие может быть скучным, а наоборот….
- Путешествие может быть безопасным, а наоборот…
Дети называют противоположные слова.
Логопед : Молодцы, ребята!
Логопед : Чтобы нам отправиться в пусть, нужно завести мотор. Каждому из вас нужно потянуть за верёвку, произнося звук «Р».
Каждому ребёнку по очереди предлагается потянуть за верёвку, произнося протяжно звук «Р» (в зависимости от длинны верёвки)
Упражнение «Заводим мотор»
РРРРРР
РРРРРРРРР
РРРРРРРРРРРРРРРРР
РРРРРРРР
РРРР
РРРРРРРРРР
Логопед : Молодцы! После каждых правильно выполненных заданий, вы будете получать специальные фишки. В конце, вы узнаете для чего они нам понадобятся. (Логопед даёт детям 1 фишку).
Основная часть. Изучение нового материала.
Логопед : (карта появляется на экране - слайд 3). Ребята — вот карта, по мере выполнения заданий, катер будет продвигаться по карте.
Логопед : Ребята, полный вперёд! (слайд 3- нажатие)
Логопед : Наш катер приплыл к первому острову, который называется «Остров рычалок»
Дидактическая игра: «Поймай звук» (Дети сидят на ковре, полукругом)
Логопед : Ребята, на этом острове живут животные, в названии которых есть звук «Р». Когда услышите звук «Р» в названии животных - кладите камешек. А в конце мы проверим, сколько камешков вы выложили. Пираты хотят вас запутать, будьте внимательны!
Слова: зебра, слон, крокодил, жираф, бегемот, тигр, лев, кенгуру.
Логопед : Сколько камешков вы выложили?
Дети: Мы выложили 5 камешков!
Логопед : Ребята, посмотрите на картинку, правильно ли вы нашли животных, в которых есть звук «Р». (логопед показывает картину детям, где изображены все 5 животных)
Логопед : Ребята, как мы произносим звук «Р»? Логопед показывает детям картинку –характеристику звука «Р».
Дети:
-губки свободны:
-зубки сближены, но не соприкасаются:
-кончик языка поднят к верхним бугорочкам за верхними зубами и вибрирует, дрожит;
Логопед : Ребята, а чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (подсказка-правило)
Логопед : Молодцы! (Логопед даёт детям 2 фишку.) Вы успешно прошли испытание (включается звук прохождения острова, нажатием на него, отправляемся в путь дальше по карте. (слайд 4).
Логопед : А вот и новый остров, он называется «Остров пряток».
Дидактическая игра «Кто спрятался». (слайд 5)
Логопед : Ребята, животные спрятались от пиратов, назовите части тела каждого их них, и тогда они покажутся вам.
Логопед : Ребята, что вы видите?
Дети (по очереди) : Я вижу слоновий хобот, я вижу жирафью шею, я вижу львиную гриву, я вижу верблюжьи горбы, я вижу крокодилий хвост, я вижу обезьяньи лапы…
Логопед : Посмотрите, какая длинная шея у жирафа, значит жираф какой – длинношеий; У верблюда два горба – верблюд какой? (двугорбый, у слона толстые лапы –слон какой? (толстолапый, у льва большая грива – лев какой? (большегривый, у крокодила длинный хвост – крокодил какой? (длиннохвостый, у обезьяны длинные лапы – обезьяна какая? (длиннолапая). (слайд)
Логопед : Ребята, давайте изобразим животных, повторяйте за мной:
Логопед : Моты-моты-моты - появились бегемоты.
Дети: Широко открывают и закрывают рот.
Логопед : Афы - афы - афы - жуют листики жирафы.
Дети: Жевательные движения челюстью.
Логопед : Ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Дети: Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Логопед : Дилы - дилы – дилы – появились крокодилы.
Дети: Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Логопед : Ны – ны- ны – водой брызгают слоны.
Губы трубочкой
Логопед : Молодцы, ребята! (включается звук прохождения острова, нажатием на него). Логопед даёт детям 3 фишку. Плывём дальше! (слайд 6).
Логопед : Мы приплыли к новому острову, который называется «Остров пальм».
Дидактическая игра «Сложи схему предложения»
Логопед : Ребята, пираты и на этом острове расставили свои ловушки. Посмотрите каждый на свою картинку, придумайте по ней предложение с коротким словом, а затем составьте его схему. А как называется это короткое слово?
Дети: Предлог.
Дети произносят предложения, затем составляю схему по Бардышевой Т. Ю.
Дети: Мартышка сидит НА пальме. Жираф стоит ЗА пальмой. Слон идёт К пальме.
Тигр лежит МЕЖДУ пальмами. Лев лежит ПОД пальмой. Кенгуру стоит ПЕРЕД пальмой.
Логопед : Молодцы, ребята! Мы прошли уже много испытаний и нам пора отдохнуть, чтобы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Звучит музыка Железновой «Жирафы» (слева внизу на слайде 6)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
+Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Логопед : Молодцы, ребята! (включается звук прохождения острова, нажатием на него). Логопед даёт детям 4 фишку. Отправляемся дальше в путь. (слайд 7).
Логопед : Вот мы уже приплыли на четвёртый остров, который называется «Остров кокосов».
Дидактическая игра: «Собери кокосы».
Логопед : Перед вами пальма, кокосы на ней уже созрели, а ей никак самостоятельно их не сбросить. Раньше ей помогали животные, но пираты их выгнали и с этого острова. Давайте поможем пальме!
На плодах-кокосах расположены слова-картинки. Вам нужно собрать кокосы в три ведёрка.
В первое ведёрко, нужно положить те кокосы, в названии которых 1 слог; во второе ведёрко– 2 слога; в 3 ведёрко – 3 слога.
Дети называют картинку и по гласным определяют количество слогов в словах. Затем, картинка перемещается в нужное ведёрко.
Дети: РАК – 1 слог, кладём в первое ведёрко; РЫБА – 2 слога, во второе ведёрко,РАДУГА – 3 слога, в третье ведёрко (слова РОЗЫ, РОТ, БАРАБАН)
Логопед : Молодцы, ребята, остров пройден! (включается звук прохождения острова, нажатием на него). Логопед даёт детям 5 фишку. Плывём дальше! (слайд 8).
Логопед : Наконец-то мы добрались до острова Мадагаскар. А вот и наш друг- попугай! (слайд 9).
Попугай (слайд) : Ребята, спасибо, что вы приплыли на наш остров. Пираты узнали, как вы ловко и бесстрашно проходите все испытания, что испугались и уплыли далеко-далеко на остров Пиратов. Но клетку с животными оставили взаперти, выложите код, и тогда она откроется.
Логопед : Ребята, вот для чего нам нужны были эти фишки! Нам нужно с помощью них выложить код слова ПИРАТ.
Дети выполняют звуковой разбор слова, и клетка исчезает нажатием на замок.
Животные (слайд 10) : Спасибо вам, дорогие друзья! За вашу смелось и храбрость мы отправим вам посылку с подарками! До свидания, ребята!
Логопед : Молодцы, ребята! (включается звук прохождения острова, нажатием на него). А нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад, садитесь в катер, поплыли! (слайд 11-звучит весёлая песенка)
Логопед : Вот мы и на месте!
Итог занятия.
Логопед : Ребята, вы молодцы, спасли животных острова Мадагаскар. Что вам помогло справиться со всеми испытаниями?
Дети: Бесстрашие, храбрость, смелость и т. д
Рефлексия «Рисование на песке» (слайд 12).
Логопед : Ребята, нарисуйте один смайлик (грустный или весёлый) в зависимости от вашего настроения.
Дети рисуют смайлик в соответствии с настроением.
Логопед : Молодцы! Давайте скажем нашим гостям: До-свидания!
Дети: До свидания!
Логопед прощается с детьми.